Понятия «качество» и «качественный» расплывчаты и неоднозначны. Один человек награждает этими характеристиками элитный товар, другой ищет подтверждение в бренде или стране-производителе. Нет одного универсального критерия, все это совокупность. Сегодня поговорим об оценке качества стройматериалов с позиции покупателя. Что важно для человека в момент выбора и покупки, на что он ориентируется и обращает внимание?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОТДЕЛОЧНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Покупатели по-разному оценивают и выбирают товар. Во многом это зависит от демографических характеристик, платежеспособности, подготовленности в вопросах строительства и ремонта, сферы деятельности, типа личности. Требования профессионального строителя будут значительно отличаться от требований обывателя, а женские и мужские критерии выбора и вовсе могут не совпасть.
Мы сделали подборку основных критериев, которые важны для разных потребительских групп.
ЦЕНА
Сегодня покупатель экономит на чем угодно, кроме своего дома. Россияне не привыкли делать ремонт часто, а потому готовы один раз заплатить больше, чем тратиться на «подешевле» каждый год. Это работает, кстати, для всех ценовых категорий. Из своего спектра товаров покупатель выберет верхний ценовой предел. Мнение о том, что качественный продукт не может стоить дешево, на рынке стройматериалов «делает кассу» многим магазинам.
Желание сэкономить при строительстве дома и ремонте квартиры постепенно пропадает и благодаря свободному доступу к информации. В Сети полно роликов о последствиях экономии, плюс с любого устройства можно зайти и почитать о товарах хороших и не очень, посмотреть практику их применения, отзывы на форумах.
СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Часто покупатели ставят знак равенства между качеством и страной, где товар произведен. Например, немецкая сантехника или итальянская плитка. В основном это относится к отделке и декору. Товар при этом награждается неким статусом, о нем приятно говорить («у меня французские шторы», «бельгийский кафель»).
Интересно, что политика импортозамещения тоже приносит плоды. Если у товара хорошая репутация, ему доверяет профессиональное сообщество, факт российского производства подчеркивается с не меньшей гордостью. Отличный пример — отечественные анаэробные герметики и сантехнические нити. «СантехМастер Гель», «Рекорд», Sprint — эти продукты авторитетны, а по эффективности, гарантии и эксплуатационным свойствам превосходят свои европейские аналоги.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
У всех покупателей есть список универсальных требований к отделочным и стройматериалам. Независимо от того, плитка это, паркетная доска или межкомнатная дверь, материал должен быть: долговечным, прочным, стойким к износу и повреждениям. Сюда прибавляются такие специфичные характеристики как: огнестойкость, водонепроницаемость, морозостойкость, экологичность, гипоаллергенность. Если все эти критерии указаны в информации к товару и о них говорит продавец, значит можно судить и о качестве.
Функциональность оценивается и с точки зрения работы с материалом: удобный, не капризный, универсальный. Оценить сразу это нельзя, но на помощь приходят видеоинструкции в торговых залах.
НАЛИЧИЕ СЕРТИФИКАТОВ И СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Продукция должна быть сертифицирована. Это дает покупателю гарантию, что она соответствует российским и/или международным стандартам, а значит, безопасна и рассчитана на долгосрочное применение. Многие обращают внимание на ГОСТ, ТУ, СНиП и выбирают товары именно с этой маркировкой.
Желательно, чтобы информация о товаре была исчерпывающей: состав, способ и правила применения, подробная инструкция, сроки годности.
ВНЕШНИЙ ВИД
Здесь речь идет о визуальной оценке с точки зрения дизайна, стиля, а также о проверке наличия дефектов. В первом случае покупатель оценивает эстетическую сторону продукта: цвет и оттенок, текстуру поверхности, декоративные элементы, тактильные свойства. А во втором — убеждается в том, что товар не испорчен и не подлежит уценке.Также важен и сам магазин.
МОДА
10 лет назад для ванной выбирали плитку с дельфинами и красными маками, сегодня люди предпочитают однотонную отделку. Мода для отделочных материалов тоже является критерием качества. Покупатель скорее выберет актуальную плитку «чешую», чем керамическое панно в золоте.
ПОПУЛЯРНОСТЬ У ЛИДЕРОВ МНЕНИЙ
Этот критерий качества полностью сформирован маркетингом. Если товар выбирают звезды, значит, на него стоит обратить внимание. В магазинах можно встретить промо-вывески, где указано, что именно эти обои или эту шпаклевку использовали в телепередаче про ремонт (а дальше название).
К лидеру мнений часть покупателей относит продавцов-консультантов. Те, кто никогда еще не сталкивался с ремонтом и строительством, доверяет сотрудникам магазина и охотно обращается к ним за помощью. В этом случае критерием качества выступает мнение продавца — если тот скажет, что этот материал лучше и качественнее уже выбранного, покупатель с ним согласится.
Критерии оценки качества меняются в зависимости от выбора группы товаров. Там, где не важна эстетика на первое место выходят эксплуатационные характеристики и функциональность. При этом материалы для отделки тоже оценивают не только по внешнему виду. Долговечность, сохранность цвета, удобство в применении — все это одинаково важно для фасада, напольного покрытия и обоев.