Найти в Дзене
Пишем бестселлер

Как использовать «метод снежинки» в написании книги и сценария

Оглавление

Друзья, приветствую вас на канале "Пишем бестселлер"!

Сегодня мы поговорим о написании книги или сценария с помощью "метода снежинки". Его автор Рэнди Ингермансон, теоретический физик и обладатель многих литературных премий.

Используя «метод снежинки», вы конструируете свой роман или сценарий от простого к сложному, от малого к большому. Это чем-то похоже на процесс написания сценария от логлайна к черновику.
Рассмотрим этот метод в деталях.

Кристаллы снежинки формируются от простого к сложному. Точно так работает и этот метод.
Кристаллы снежинки формируются от простого к сложному. Точно так работает и этот метод.

Прежде, чем приступить к написанию истории, вам предстоит создать описание проекта. Для этого надо пройти 10 шагов:

Шаг 1. Отведите себе один час для работы и за это время напишите логлайн – основную идею вашего романа или сценария, которая выражается в одном предложении и передает главную драматическую коллизию. Это общая картина, аналог треугольника, с которого начинается «снежинка».

Пример: Неуверенный в себе школьник, встретив представителя внеземной цивилизации, находит мужество бросить вызов властям, чтобы помочь инопланетянину вернуться на родную планету. «Инопланетянин», С. Спилберг.

Создание логлайна — это целое искусство. Чтобы написать хороший логлайн, постарайтесь уложиться в 15-20 слов. Не используйте никаких имен. Привяжите большую идею к личной идее. Какой персонаж теряет в истории больше всех? Что он или она стремится получить?

Шаг 2. Отведите себе еще один час для работы и напишите расширенный вариант логлайна один абзац из пяти предложений. В первом предложении расскажите о времени и месте действия. Затем в трех предложениях опишите бедствия, которые приходятся на долю героя. В последнем предложении дайте концовку истории.

Если вам по душе трехчастная структура, то первое бедствие приходится на конец первого акта. Второе бедствие — на середину второго акта. Третье бедствие — на конец второго акта и подводит к третьему акту, который подытоживает все произошедшее ранее.

Нормально, если первое бедствие происходит из-за внешних обстоятельств. Второе и третье бедствия должны возникать по причине неудачных попыток «исправить дело».

Шаг 3. У вас есть общий вид вашего романа. Теперь вам нужна история для каждого персонажа. Отведите один час на каждого из них и напишите:

  • Имя героя.
  • Одно предложение о роли героя в романе.
  • Чего хочет этот герой и какова его цель?
  • С каким конфликтом этот герой сталкивается? Что мешает ему / ей достичь цели?
  • «Крещение» героя: чему он / она научится, как изменится?
  • Абзац-итог о роли героя в книге.

Шаг 4. Наращивайте историю, созданную в шагах 1 и 2. Отведите несколько часов и расширьте каждое предложение в вашем описательном абзаце в отдельные абзацы. Каждый абзац, кроме последнего, должен заканчиваться бедствием. Финальный абзац подскажет вам, как наилучшим образом закончить книгу.

В итоге у вас получится достойный синопсис романа или сценария. Важно, что это упражнение поможет вам развить идеи и конфликт вашей истории.

Шаг 5. Отведите себе один-два дня и напишите вашу историю с точки зрения главных (одна страница) и второстепенных (полстраницы) персонажей. Эти «синопсисы персонажей» помогут вам увидеть по-новому и вашу историю, и ваших персонажей. Если понадобится, вносите необходимые дополнения и изменения в шаги 1-2.

Шаг 6. У вас есть крепкая история и несколько нитей сюжета, по одной на каждого персонажа. Теперь отведите себе неделю, вернитесь к пункту 4, перечитайте синопсис, расширьте каждый абзац до страницы.

Почти наверняка вам захочется что-то переделать, ведь вы уже очень хорошо знакомы со структурой истории. Это огромное удовольствие, потому что вы раскручивает сюжет и принимаете стратегические решения.

Шаг 7. Отведите еще неделю и проработайте описания своих героев. Превратите их в многогранные личности: описание, предыстория, мотивация, цель и т. д. Как этот персонаж изменится к концу романа? Это продолжение вашей работы в Шаге 3, которое даст вам много новой информации о ваших персонажах.

Шаг 8. Напишите поэпизодник – список сцен. Для его создания автор метода советует использовать таблицы. Строчка – для названия сцены, колонки – для описания того, что в ней происходит, с точки зрения каждого персонажа. Вот и пригодились «синопсисы персонажей»! Такая форма позволяет переставлять сцены и видеть происходящее.

Шаг 9. (Необязательный шаг) Таблицу с эпизодами превратите в набросок сценария. Запишите все идеи и удачные диалоги, которые приходят в голову. Каждую сцену пишите с нового листа. Распечатайте текст и пройдитесь по нему с красной ручкой.

Шаг 10. А теперь садитесь и пишите первый черновик книги. Вы будете изумлены тому, как быстро начнет создаваться ваша история.

Вот и все! Эти и есть «метод снежинки». Он сделал намного эффективней работу многих писателей и сценаристов. Возможно, он подойдет и для вас.

P.S. Для записи на бесплатную консультацию по написанию книги пишите сюда

Статьи по теме:

Что такое трехчастная структура истории?

Как написать хороший синопсис художественной книги?

Как создать ярких героев? Памятка новичку

Пишем сильную концовку