В переводе с др. греческого, педагог - это раб, «ведущий ребёнка». В современном обществе педагог перестал быть рабом, однако умение «вести ребенка» сохранилось. Почти каждый современный педагог может вести детей вперед, передавать им знания, полученные в течение жизни, учить их чему-то новому. Все эти обязанности учителя достаточно стереотипны. Да, безусловно, педагог должен обладать нужными знаниями уметь доносить их до детей, но разве только это сделает его близким к идеалу? Вряд ли. Идеальный педагог – это очень высокое понятие.
Какими же чертами должен обладать идеальный педагог? Может, он должен быть добрым? Или веселым? А, может, он должен интересно рассказывать материал или общаться с учениками «на равных»? Возможно, но это не главное. По моему мнению, все эти качества не делают педагога «идеальным». «Идеальным» педагога делает качество, которое находится гораздо выше, качество, которое незаслуженно забыто. Самоотверженность. Да, именно самоотверженность. Это качество, я считаю, является главным в педагогической профессии. Только педагог, способный самоотверженно отдаваться любимому делу, может быть назван «идеальным» или «близкими к идеалу».
История не обделена личностями, обладающими этим качеством. По моему мнению, выдающийся польский педагог Януш Корчак, безусловно, заслуживает звание «педагога, близкого к идеалу». В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» Януш Корчак был перемещён в Варшавское гетто. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.
Януш Корчак отклонил все предложения почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Соратник Корчака, Игорь Неверли рассказывал: «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения. Смысл ответа Януша Корчака был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»
Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей, другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Януш Корчак не только последние часы и минуты своего бытия, когда вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. Разве после такого подвига и героизма можно не считать Януша Корчака идеальным педагогом? Разве может истинный героизм и самоотверженность по отношению к детям сравниться с другими качествами в педагоге? Нет. Ведь самоотверженность выше всего, потому что она включает в себя и доброту, и любовь, и милосердие.
Именно поэтому, я считаю, что педагог, близкий к идеалу – это самоотверженный педагог. Только самоотверженный педагог способен отдаваться своему делу полностью, не жалея своих сил, здоровья или жизни. А способность пожертвовать жизнью ради своего дела и есть что-то высшее, присущее только «идеальному» педагогу.
Автор: Айка Кхан