В марте в Воронеже открылся фитнес-зал NinjaStreet, где цель занятий — преодолеть полосу препятствий, как в американских телешоу. А через четыре дня с момента открытия в Воронежской области началась самоизоляция. Удастся ли клубу, старт которого пришелся на разгар пандемии, закрепиться на рынке?
Полоса препятствий: с какими сложностями столкнулся клуб на старте?
Вместо привычного тренажерного зала в NinjaStreet — длинная полоса препятствий с различным спортивным оборудованием для работы на разные группы мышц: от силовых упражнений до тренировок на координацию. Всего 16 этапов, и многие из них можно проходить разными способами. Идея взята из телевизионного шоу American Ninja Warrior, аналоги которого очень популярны в Европе, Азии и Австралии. В России передача выходила под названием «Русский ниндзя». И если за рубежом шоу стало причиной появления подобных залов в разных городах и странах, то в России до недавнего времени было всего два места, где можно испытать себя на прочность: в Москве и Санкт-Петербуре. NinjaStreet стал третьим таким залом. Плюс в нем есть небольшой скалодром и зона для общей физической подготовки.
Впрочем, самому владельцу NinjaStreet Андрею Агафонову тоже пришлось пройти своего рода полосу препятствий, чтобы открыть клуб. Мечта связать свою жизнь со спортом у Андрея была с детства: он занимался вейкбордом.
«Но сначала трамвы, потом жена, дети — и профессиональные занятия остались в прошлом. Я 3 года отработал помощником судьи, но понял, что это вообще не мое. Кроме того, оклад в 9 тыс. рублей и небольшие дополнительные выплаты от департамента — такой доход меня не устраивал».
Со спортивным азартом Агафонов взялся за дело: задумался об открытии большого центра экстремальных видов спорта. Он должен был включать BMX, скейт, самокат, скалолазание, батут. Но под проект не удалось найти подходящее помещение: по расчетам Андрея, нужна была площадь не менее 2 тыс. «квадратов».
«С таким метражом в Воронеже свободны только заводские помещения, — рассказывает бизнесмен. — Мы как-то пришли в одно вместе с пожарным, и он с ходу начал перечислять имеющиеся нарушения. Их устранение — это дорогостоящий и продолжительный процесс. Можно, конечно, забить и надеяться, что от всевозможных проверок тоже удастся отскочить, но мы помним печальный опыт «Зимней вишни».
Без помещения не было смысла и искать инвесторов: идея оказалась слишком зеленой. Тогда из большого проекта Андрей решил взять и реализовать отдельно полосу препятствий. Но вот здесь настоящие препятствия только начались.
Препятствие 1
Перенимать опыт оказалось практически не у кого: концепцию, бизнес-план — все пришлось продумывать с нуля самостоятельно. Как, впрочем, не пошло и с франшизой: изначально начинающий предприниматель рассматривал такой вариант.
«Поехал в Москву в крупный клуб с полосой препятствий — поговорить по поводу покупки франшизы, а с меня взяли 1 тыс. рублей за вход — ну разве это серьезный подход? Да и конкретики никакой. Начинаю задавать вопросы, а в ответ пустота. Либо коммерческая тайна, либо не могут ответить, — удивляется Агафонов. — К примеру, ребята из воронежской фитнес-студии «Орехи» оказались гораздо профессиональнее или просто охотнее общались, но я решил попробовать самостоятельно: получится — отлично, нет — возможно, вернемся к этому варианту».
Препятствие 2
В России не оказалось производителей оборудования для такого зала.
«Как быстро выяснилось, на рынке просто нет фирм, которые бы специализировались на нужном оборудовании. Пришлось самим рисовать эскизы всех препятствий, — рассказывает Агафонов. — Потом долго не могли заказать специальные маты, в итоге нашли их только в Москве».
Препятствие 3
Даже высококлассные тренеры не готовы были организовать тренировочный процесс на полосе препятствий. В штате клуба 3 администратора и 3 тренера.
«Тренеров было найти сложно, — признается владелец зала. — Приходили тренеры не просто с регалиями, а реально классные. Но смотрели на полосу и вообще не понимали, что можно с ней сделать. В итоге у нас есть профессиональный паркурщик, акробат и девушка, отвечающая за функциональные тренировки. Они могут продумать не просто прохождение трассы, а именно упражнения».
Препятствие 4
Старт работы совпал с разгаром пандемии. И не успевшему открыться клубу пришлось поставить свою работу на паузу. Андрей признается, что не представляет, как удалось бы сохранить проект, если бы помещение было не в собственности и приходилось бы платить аренду. После того как фитнес-залам разрешили открыться, клуб также начал принимать посетителей, но по санитарным нормам их количество ограничено. Да и некоторые воронежцы сами еще опасаются идти на фитнес.
Новый ниндзя: найдет ли клуб своих посетителей?
Ценник же на занятия в клубе средний для Воронежа. Разовое посещение NinjaStreet обойдется в 500 рублей. Безлимит на месяц — 2700 рублей. Групповые занятия стоят дешевле — 300 рублей за одно занятие, а, например, за 2500 рублей можно провести 12 тренировок.
«Мы старались взять что-то среднее между кроссфитом, скалодромом и разными досуговыми центрами, — поясняет Агафонов. — В кроссфите всегда в стоимость абонемента входят услуги тренера. У нас же есть отдельно свободное посещение зала и отдельно занятие с тренером. Пока самые ходовые — разовые занятия. Их покупают обычные люди для ознакомления. Спортсмены же берут месячные абонементы».
Перспективы: какое место клуб может занять на рынке?
Пока судить о том, как приняли новый формат воронежцы, рано: 3 месяца самоизоляции, а затем мертвый для всей фитнес-индустрии сезон — лето.
«В перспективе мы рассчитываем примерно на 500 тыс. рублей выручки в месяц. Но сегодня я буду доволен, если доход будет покрывать хотя бы зарплату персонала, — признается Агафонов. — Сейчас людей везде нет. Смотришь по соцсетям тренировки в других фитнес-клубах города: где раньше было на занятии 40 человек — сейчас 6. Где было 20 — теперь 3».
Но на новый сезон Агафонов настроен весьма оптимистично. Местные же эксперты и игроки рынка считают, что, несмотря на оригинальный формат, на успех нового клуба могут наложить отпечаток несколько ограничений.
Да, у NinjaStreet есть УТП. Однако воронежцы больше привыкли к комплексному предложению. Так, Екатерина Паршинцева отмечает, что, как правило, воронежцы стараются приобрести абонементы в клубы с широким набором услуг: тренажерный зал, групповые занятия разных направлений, бассейн, а в идеале и спа для восстановления после тренировки.
Сергей Гвоздицкий видит комплексность еще более широко: «По опыту и проведенным аудитам в фитнес-клубах города могу сказать, что от УТП зависит только первое касание с клиентом. А вот на дальнейший успех влияет множество факторов: атмосфера, уровень команды, внутренний маркетинг и даже наличие парковочных мест у клуба».
Самое пристальное внимание, по мнению Сергея Гвоздицкого, владельцы NinjaStreet должны обратить не на технические моменты, а на эмоциональные.
«Основной упор нужно сделать на создание правильной атмосферы — там должен быть постоянный движ, — советует Сергей. — Отличных тренеров сейчас хватает везде, да и на одной новизне формата, как я говорил, далеко не уедешь — клиент должен захотеть вернуться не просто позаниматься, он должен идти за общением и драйвом, которые дарит ему этот зал.
Что ж, настоящая полоса препятствий для нового клуба только начинается. Посмотрим, как он будет ее проходить».