Найти в Дзене
🔥FIRE

Цикличные компании

Экономический цикл Для начала нам нужно разобраться с тем, что из себя представляют циклы. Экономические циклы - колебания экономической активности, состоящие в повторяющихся экономических спадах и экономических подъёмах. Циклы носят периодический, но нерегулярный характер, при этом продолжительность и амплитуда колебаний может сильно меняться. Современные теории рассматривают цикл как случайный процесс, который с трудом поддаётся точному прогнозированию. Несмотря на отсутствие строго определённого набора причин, вызывающих цикличность экономики, внутри цикла присутствуют некоторые тенденции, которые и позволяют строить теории циклов. События, приводящие к колебаниям, называют шоками. В случае благоприятного шока наблюдается подъём, а случае неблагоприятного шока спад. Источниками шоков могут быть самые разные события: финансовые кризисы, торговые войны и торговые эмбарго, эпидемии, стихийные бедствия, неудачные действия властей и т.п. Фазы экономического цикла Основными фазами цикла я
Оглавление

Экономический цикл

Для начала нам нужно разобраться с тем, что из себя представляют циклы. Экономические циклы - колебания экономической активности, состоящие в повторяющихся экономических спадах и экономических подъёмах. Циклы носят периодический, но нерегулярный характер, при этом продолжительность и амплитуда колебаний может сильно меняться.

Современные теории рассматривают цикл как случайный процесс, который с трудом поддаётся точному прогнозированию. Несмотря на отсутствие строго определённого набора причин, вызывающих цикличность экономики, внутри цикла присутствуют некоторые тенденции, которые и позволяют строить теории циклов.

События, приводящие к колебаниям, называют шоками. В случае благоприятного шока наблюдается подъём, а случае неблагоприятного шока спад. Источниками шоков могут быть самые разные события: финансовые кризисы, торговые войны и торговые эмбарго, эпидемии, стихийные бедствия, неудачные действия властей и т.п.

-2

Фазы экономического цикла

Основными фазами цикла являются подъем, пик, спад и дно:

  • Подъём - период роста экономической активности от низшей (дно) до высшей (пик) точки цикла. Фаза в среднем длится около года и сопровождается максимальным ростом рынка - около 20%. Происходит оживление экономики, снижаются процентнцые ставками, и происходит всплеск кредитования. Активно растет производство и продажи продуктов второй необходимости и товаров длительного пользования.
    В результате хороший рост демонстрируют три сектора: недвижимость, финансовый сектор, товары второй необходимости.
  • Пик (средняя фаза) - высшая точка экономического подъёма. В производстве задействуется максимальное количество ресурсов. Производительность также становится максимальной. Средняя фаза - самая продолжительная: около 3,5 года. На нее приходится наибольшее число коррекций на фондовом рынке.
  • Спад (рецессия) - период снижения экономической активности от высшей (пик) до низшей (дно) точки цикла. Характеризуется снижением инвестиций, выпуска и занятости. Может сопровождаться снижением темпов инфляции или даже дефляцией.
    Фаза длится в среднем 1,5 года, и в этот период рынок демонстрирует рост порядка 6% годовых. В лидеры выходит нефтегазовый сектор, он зависит от котировок нефти - а они имеют тенденцию расти из-за формирующегося к этому времени инфляционного давления.
  • Дно - низшая точка экономического спада. Использование ресурсов в производстве достигает минимальных значений. Производительность также снижается. Фаза самая короткая: в среднем длится чуть меньше года. Рынок показывает падение в среднем на 15% годовых.
-3

Цикличные и нецикличные компании

Цикличные компании производят товары длительного спроса (автомобили, технику, мебель, одежда, предметы роскоши) и предоставляют услуги, зависящие от уровня дохода (авиаперелеты, отдых и развлечения). В результате продажи таких компаний растут, когда экономика на подъеме, и снижаются при экономическом спаде.

К тому же, цикличные компании резко сокращают свою способность погашать кредиты в периоды замедления экономики. Такому бизнесу нужна более высокая доля собственного капитала, чтобы избежать риска дефолта по кредитам.

В качестве примера можно привести авикаомпанию Аэрофлот (с его кассовым разрывом в 120 млрд. руб.), обзор на который мы недавно делали, или например, автомобильную компанию Ford.

Цена акций таких компаний следуют за тенденцией в экономике, за всеми приливами и отливами - соответственно, они более волатильны: агрессивно дорожают в период расширения экономики, а затем падают во время ее охлаждения. В условиях кризиса акции цикличных компаний – не лучший актив, но кризис – лучшее время для их покупки. Потому как при оживлении экономики эти компании показывают лучший рост,

-4

Нецикличные компании поставляют товары и услуги повседневного спроса (продукты питания, воду, лекарства, средства гигиены, коммунальные услуги), то есть те которые востребованы всегда. Следовательно, такие компании демонстрируют устойчивую выручку независимо от экономической ситуации. Продажи таких компаний стабильны всегда, а их акции считаются оборонительными, защищающими инвесторов в экономический кризис.

Кроме того, котировки таких компаний помогает поддерживать высокая дивидендная доходность, которую предоставляют, например, коммунальные, ретейловские и телекоммуникационные компании

Поэтому секторы потребительских товаров первой необходимости, электроэнергетики и здравоохранения можно отнести к защитным: они более консервативны и не испытывают резких колебаний.

-5

Это в принципе всё, что нужно знать о цикличных и нецикличных компаний. На основе понимания актуальной фазы экономического цикла и того, какие компании относятся к цикличным, а какие нет, можно строить разные инвестиционные стратегии, гарантирующие постоянную доходность.

Подписывайся на наш Телеграм канал 🔥FIRE. Там мы говорим не только о компаниях, но и финансовой грамотности, инвестициях и многом другом!