Не знаю как вас, но лично меня андеграунд всегда манит с невероятной силой: можно сколько угодно оставаться в зоне музыкального комфорта и слушать то, что вам рекомендует Last FM, Spotify, iTunes или Яндекс Музыка, но ведь гораздо интереснее озадачивать себя и постоянно находить что-то новое и неординарное. Конечно, я готов согласиться, что большинство музыкальных коллективов из андеграунда по сути является лишь бледной копией более раскрученных команд, но ведь даже если среди сотни прослушанных альбомов вы сможете найти что-то доселе невиданное, то это уже успех. Причём фишка заключается в том, что даже если эти чудные музыкальные экземпляры не всегда могут по-настоящему нравится, они достойны восхищения именно за их абсолютную самобытность. Тем более, что существуют такие песни, которые начинают нравиться исключительно после восприятия их контекста и посыла - вещей, которые, как я уже говорил раньше, являются чрезвычайно важными для прогрессивной и экспериментальной музыки. Творчество отечественного проекта Разнузданные Волей как раз-таки и относится к тому подвиду современной андеграундной музыки, которая требует пристального внимания и анализа. Иначе вы просто можете не понять её сути.
Будучи проектом российского музыканта и поэта Алексея Кольчугина, группа Разнузданные Волей появилась на музыкальном горизонте в 2000 году, и если исходно их песни были достаточно прямолинейными, то, со временем, в нём начали проявляться элементы прогрессива, фолка, психоделики и чисто экспериментальной музыки. В итоге вся это непрекращающаяся эволюция привела к выпуску полноформатника "Взгляд на солнце", где русская музыка, философия и эзотерика столкнулись с европейским подходом к прог- и арт-року. Богатая концепция повествует о классическом для русской литературы лирическом герое, который находит своё собственное "я" через познание окружающего мира - природы, стихий, духовных учений. Основным символом альбома является солнце, олицетворяющее жизнь во всём её многообразии и богатстве, но также являющееся символом человеческого восприятия мироздания. Ведь не будем забывать, что во времена язычества солнце всегда занимало одну из доминантных ролей в божественном пантеоне. На самом деле в монотеистических религиях это наблюдается и по сей день, а особенно в православии и соответствующей иконографии, где всем известные нимбы являются не только символом святости, но и солнца (есть даже предположение, что образ нимбов был заимствован из Древнего Египта, где многих богов, а особенно Амона-Ра изображали с золотистым кругом вокруг головы), а то есть жизни, рождения и заката. Вот видите - это уже впечатляет, когда от одного лишь прослушивания альбома начинаешь углубляться в такие интригующие темы. Прибавьте к этому абсолютно неординарную музыку, которая разрушает все общепринятые стандарты, и вы имеете на руках захватывающий образчик андеграунда, который достоин вашего внимания.
Поводом же к написанию данной рецензии явилось переиздание диска "Концерт в "Палитре", - презентации вышеозначенного альбома, которая состоялась ещё в 2009 году на территории одного из самых модных мест столицы - фабрики "Красный Октябрь". И если на студийном альбоме такие треки как "Отдай себя солнцу" и "Взгляд на солнце" звучали приструнённо и даже немного выхолощено, то в концертном формате они обрели так нужную им живость и энергетику. А если учесть, что название группы является символом стремления человека к полной свободе, то такой подход является более чем желанным. Действительно талантливая музыка всегда обретает крылья в живом исполнении, и Разнузданные Волей не являются исключением.
С одной стороны, песни воспринимаются легко даже при не особо внимательном прослушивании, но, с другой стороны, более внимательный анализ позволяет воспринять их на другом, гораздо более интригующем уровне. В каждой песне чувствуется какая-то энергетика, которая с лёгкостью передаётся слушателю и заставляет его проникаться каждой ноткой и каждым мелодическим оттенком. Профессионализм музыкантов виден на каждой песне - они эффективно и спаяно работают вместе и производят впечатление коллектива, который присутствует на музыкальном рынке уже лет двадцать. Вокал Алексея Кольчугина также очень интересен - он очень чувственен и драматичен, даже местами театрален - особенно когда дело доходит по сугубо поэтических номеров, где певец просто читает свои стихи под соответствующе проникновенную музыку. Интересно, что именно такой подход к музыкальной подаче станет доминантным для исполнителя в его будущих проектах, но об этом мы поговорим в следующий раз.
Надо сказать, что сами музыканты характеризуют своё творчество как "прогрессивный русский рок", что, наверное, правильно, но только нужно понимать, что под "русским роком" здесь понимаются не группы вроде Кино, Агата Кристи и Аквариум, а нечто, что уходит своими корнями глубоко в русскую культуру, как древнюю, так и новейшую. Это своеобразная попытка проанализировать русское мироосознание, наши вечные попытки найти свою идентичность в вечно меняющемся мире и найти обоснование нашему представлению об избранности. Парадокс в том, что вы можете не соглашаться с мнениями музыкантов и всячески противоречить им, но давайте признаемся честно - любое мнение всегда интересно и достойно внимания. Даже если вы никогда не задумывались о таком словосочетании как "предназначение русского народа" и считаете его если не абсурдным, то вызывающим вопросы и замечания, то не стоит так уж быстро отбрасывать творчество группы в сторону. Мысль всегда достойна того, чтобы её, по крайней мере, выслушали.
Конечно, творчество группы Разнузданные Волей подойдёт не всем (даже, может, не мне) - оно достаточно неординарно и специфично и вполне может оттолкнуть многих слушателей. Но в этом и состоит принцип той музыки, которую англичане называют "left-field" - эти песни озадачивают и вызывают множество вопросов, но они заставляют вас думать и разрушают ваши представления о норме и стандартности. "Концерт в "Палитре" же станет для вас хорошим пропускным пунктом в мир российского андеграунда, где никогда не знаешь, чего ожидать.