Найти тему

Как нас учили запускать бизнес на МБА в Оксфорде - вы тоже так сможете (ч1)

Оглавление

Начало

Во время обучения на MBA у нас была задача начать свой бизнес - проект. Конечно, за годовую программу, когда уроки по предпринимательству начинаются во втором полугодии, полноценно запуститься невозможно. ⠀

Поэтому нам предложили сделать под присмотром менторов теоретическую часть, до запуска бизнеса. Как нам сказали, подготовка и планирование значительно повышают шансы на успех проекта, и даже если мы не успеем реализовать свою идею, после грамотного планирования мы уже сможем продолжить реализацию самостоятельно.⠀

Что входит в подготовку запуска

Первые, самые главные, шаги были такие:

  1. Собрать команду (4-5 человек) с совпадающими ценностями
  2. Сформулировать проблему, над которой все хотят работать, провести маркетинговое исследование (опросы и интервью) на предмет актуальности предлагаемой проблемы
  3. Написать финансовый план

Бюджет по желанию, но лучше все бесплатно.

Команда

Мы подружились с моей американской одноклассницей - сначала на почве наличия 3х детей, а потом и на почве внутренней мотивации - помогать другим, а именно - поддерживать девушек в старте собственного дела. К нам примкнули ещё 3-ое человек, поскольку они не знали, куда ещё им примкнуть. Получилась 'команда'.

Исследование проблемы

Поскольку идея у нас уже была, мы начали непосредственно с изучения проблемы. Разработали опросник и разослали его в мамско-предпринимательские сообщества, провели с десяток интервью по скайпу и проанализировали ответы. Также проанализировали конкурентов и открытые данные по статистике (в США, конечно, с этим гораздо лучше, чем в России).

Изначальная гипотеза была в том, что начинающим предпринимателям сложно найти клиентов. При этом на фрилансерских платформах конкуренция, в основном, по цене и практически невозможно продемонстрировать уникальность. Также оказалось, что классические «женские» бизнесы – салоны красоты, кулинария, декор и тд- практически не представлены на таких платформах.

Количественные опросы позволили нам понять, какие именно бизнесы начинают женщины и почему они переходят из найма. В основном, женские бизнесы не ищут внешнее финансирование и представлены 1-2 сотрудниками (прям нано-бизнес), а основная причина ухода из найма – невозможность совмещать детей и работу.

Но, на мой взгляд, самое ключевое открытие ждало нас на этапе интервью. Гипотеза о том, что женщинам трудно искать клиентов, оказалась неверной. Самое сложное при начале бизнеса – обрести уверенность в себе. Те, кто поверил в себя и в свою экспертизу, планировали начало своего дела, финансы, добивались успеха. Те же, кто без стартовал на «горячую голову», без плана и финансовой подушки, теряли энтузиазм при первых неудачах и возвращались в нелюбимый офис.

Дорабатываем продукт

По результатам наших исследований мы изменили проект приложения – убрали прямое сравнение по цене, разработали концепцию «магазина» - чтобы в первую очередь посетители обращали внимание на бренд, запланировали единый дизайн всей платформы и помощь владельцам «магазинов» с фото и контентом для наполнения, сделали кнопку с благодарностью клиентов и т.д. Одновременно ключевым способом продвижения на старте выбрали очные встречи и нетворкинг.

Дальше началось финансовое планирование. И вот тут меня ждало еще одно открытие...

Но об этом в следующий раз, если вам будет интересно продолжать