Михаил Успенский стал первым клиентом в банковской системе РФ, который оформил кредит под залог токенов на основе блокчейна. Сделку курировал юрист из ЭБР Александр Журавлев. Для "обхода" норматива криптовалюта в договоре фигурировала под необычным определением, которое позволяет на основе ГК РФ подобные сделки считать нормой.
Нефиатные активы медленно, но уверенно начинают занимать место в алгоритмах банковских продуктов. Сегодня в информационном поле появилось сообщение, что впервые в истории монетарных отношений российский банк оформил кредитный договор, использовав в качестве гарантии криптовалюту. Обновил финансовый арсенал операций Экспобанк. Регистрация договора прошла 17 августа. По сообщениям агентства "Новости", структурированная сделка совершена с цифровыми активами впервые.
Монетарным обеспечением займа бизнесмена стали блокчейн-токены, как сообщили в пресс-центре банка. Основанием договора — предоставление частной банковской ссуды под залог средств блокчейн-компании Waves. Имя вкладчика, открывшего путь синергии обычных и цифровых валют — Михаил Успенский.
Из комментариев юридического эксперта следует, что специфика события в отсутствии его аналогов. Событие существует в качестве прецедента, уточнила Танзила Яндиева. Это распространяется на две области: кредитных отношений и регуляторных нормативов. В условиях структурирования предоставления ссуд, заметила юрист, в мировой практике наиболее оптимальным считается депонирование (эскроу-счета). Такой формат удобен скорым исполнением обязательств со стороны, взявшего ссуду, когда он связан с передачей имущества в виде задепонированных цифровых средств. Использование токенов в качестве инвестиций — будущее развития современной экономики.
Консультантом сделки в части соблюдения банковского и иных законодательств стал Александр Журавлев (ЭБР). Он заявил, что в РФ в практике применения банковских продуктов уже можно пользоваться токенами и криптовалютой в качестве гарантированного обеспечения кредитов, как и в некоторых других целях. В процессе определения правовой категории средств, юрист воспользовался понятием "иное имущество", обозначив так токены. Обоснование такого употребления термина можно найти в 128 ст. ГК. Поправки на эту тему были приняты в прошлом году.
Новый подход к целеполаганию в сфере нефиатных активов расширит диапазоны для функционала инструментов цифровых средств. В случае использования их как залогового обеспечения, владельцы бирж могут рассчитывать на повышение их фондовой ликвидности и извлекать из этого дополнительный доход. Недавно был подписан указ, который со следующего года разрешает заключение контрактов с использованием цифровых активов. Под положениями данного распоряжения подразумеваются такие нормативы, при которых создание, учет и обращение цифровой валюты возможно только при обязательной фиксации всех транзакций в системе отчетности на основе распределенного реестра (блокчейна).
При этом ЦФА могут выступать инструментами в таких случаях, как оформление ссуды, операциях купли-продажи, обмена различных видов токенов на другие. Но даже такой расширенный спектр функционала не сделал криптовалюту средством платежа. Чтобы обходить эти юридические тонкости, придется прибегать к косвенным понятиям, вроде "иного имущества".
Еще больше информации на сайте BiznesAljans.ru