Реформирование контрольно-надзорной деятельности (далее — КНД) государство осуществляет поэтапно с 2016 года. За это время был введён риск-ориентированный подход при проведении проверок, разработаны проверочные листы по отдельным направлениям надзора и пакеты документов, регламентирующие эти нововведения в каждом виде надзора.
31 июля 2020 года Владимир Путин подписал два ключевых закона:
1. О государственном и муниципальном контроле (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ), которым:
- определены процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля;
- основной акцент сделан на профилактических мероприятиях;
- предусмотрена новая модель управления рисками;
- дополнен перечень контрольно-надзорных мероприятий;
- предусмотрена цифровизация контроля.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок. Прописаны переходные положения.
Закон о государственном и муниципальном контроле устанавливает базовые требования механизма «регуляторной гильотины». Его реализация позволит избавится от изживших себя, избыточных, необоснованных требований, и перевести КНД из карающего режима в упреждающий.
Закон о государственном и муниципальном контроле, кроме всего прочего устанавливает принципы определения минимально необходимого количества проверок в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность предприятия по каждому виду надзора.
Как и сейчас, в отношении лиц, отнесённых к категории низкого риска плановые проверки проводиться не будут вовсе. Это позволит органам надзора не кошмарить весь бизнес, а уделять больше внимания тем, кто находится в зоне большего риска.
Так, в условиях действия ограничительных мер против COVID-19 после ввода моратория на проверки и особого режима разрешительной деятельности не произошло роста количества аварий и несчастных случаев. Примером тому статистика Ростехнадзора, который на 40,6% сократил количество проверок в первом полугодии 2020 года.
Большое внимание в законе уделено вопросам профилактики, и теперь контрольно-надзорные ведомства будут обязаны эту работу ежегодно планировать и проводить.
И ещё одно новшество — теперь законодательно запрещено оценивать качество деятельности контрольно-надзорных органов по количеству проведённых проверок, мероприятий, выписанных штрафов и объёмов этих штрафов. Таким образом, ущербная «палочная система» канет в лету.
В законе уделяется внимание и вопросам информационных технологий с тем, чтобы уйти от затратных и ненужных запросов той информации, которая уже на сегодняшний день есть в открытых источниках. В условиях действия ограничительных мер некоторым на себе удалось испытать бесконтактное взаимодействие с проверяющими. З
Закон даёт четкий посыл для бизнеса: «Чем лучше себя ведёт предприниматель, тем меньше к нему ходят», иными словами- чем ниже твой риск и ответственней работа, тем меньше к тебе будут приставать с различными видами планового контроля и глупыми вопросами.
2. Об обязательных требованиях в Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ), которым определены:
- соблюдение таких требований оценивается в рамках госконтроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
- по общему правилу требования будут вступать в силу 1 марта либо 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем через 3 месяца после опубликования.
- действовать требования могут максимум 6 лет.
- продлить срок можно будет по результатам оценки применения.
- предполагается, что основная масса обязательных требований должна быть отменена до конца 2021 г. и переиздана в соответствии с Законом.
Закон об «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» запускает процесс постоянной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все, подпадающие под государственный контроль и муниципальный контроль и надзор.
Одновременно он:
- включит «регуляторную гильотину» для очистки правового поля от изживших себя и избыточных норм;
- даст законодателям своеобразную «регуляторную лупу» в виде набора правил, по которым будут разрабатываться, актуализироваться, отбираться и отменяться обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проверках в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Новые требования теперь можно будет принимать два раза в год — 1 марта и 1 октября. При этом нельзя будет вводить новые требования ранее 3 месяцев после дня их официального опубликования. Утверждённые обязательные требования могут действовать в течение не более 6 лет. То есть по истечении этого времени или в течение этого времени они также должны быть рассмотрены и переутверждены.
Прописано также требование к контрольно-надзорным ведомствам о предоставлении на публичное обсуждение доклада о проведённой работе.
Согласно ст.16 Закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением следующих положений. С 1 февраля 2021 года вступит в силу норма о том, что положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего НПА, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.
С 1 марта 2021 года вступят в силу нормы о создании реестра обязательных требований, содержащего перечень обязательных требований, информацию об установивших их НПА, сроке их действия. В результате не только сократится перечень обязательных к исполнению нормативных требований, но и ориентироваться в них будет проще.
Благодаря данным законам, с 1 января 2021 года заработает новая система контрольно-надзорного законодательства. Грядущие обновления, затронут почти все виды надзора, в том числе в области трудового законодательства, промышленной безопасности, природоохранной деятельности и санитарного надзора.
Минтруд планирует в рамках реализации «регуляторной гильотины» сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%. Таким образом, вместо 1091 НПА мы будем оперировать всего 73.
Планируется, что в июле 2021 года мы получим новый документ, регламентирующий порядок обучения. Вместо 66 ТОН (Типовых отраслевых норм выдачи СИЗ) мы получим единые нормы, в которых используется совершенно иной принцип подбора спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Ориентироваться мы будем не на профессию работника, а на опасности, которые существуют на его рабочем месте.
Вместо 113 Правил по охране труда будут действовать всего 48. Причём, без изменений сохранятся те из них, что приятны в период 2012-2019 гг.
Произойдёт полная отмена всех 725 типовых инструкций и принята единая структура инструкций по охране труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 г. № 1034 отменятся Правила противопожарного режима, утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» и ещё «тележка» важных документов, используемых при осуществлении пожарного надзора. ППР №390 перестанет действовать с 1 января 2021 года.
На официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов уже есть проект постановления Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме», получивший положительное заключение по процедуре ОРВ (оценка регулирующего воздействия).
Поверхностный анализ некоторых положений проекта новых Правил противопожарного режима в РФ. Что нового:
1. Добавлена необходимость хранения инструкции о мерах пожарной безопасности именно на объекте защиты (п.2).
2. Противопожарный инструктаж работников организаций осуществляется уполномоченным должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность (и прошедшим ПТМ). Указанное лицо проходит процедуру независимой оценки квалификации с получением свидетельства о квалификации. Ответственные за ПБ должны уметь пользоваться приемно-контрольными приборами систем противопожарной защиты на объекте (п.3, п.4).
3. Планы эвакуации выполняются в соответствии нормативными документами по пожарной безопасности. На них обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения, ручных пожарных извещателей, СИЗОД, эвакуационные выходы и направление эвакуации людей (п.6).
4. Информация о количестве людей в ночное время передаётся в ПЧ с объектов: социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, гостиниц и хостелов (п.9).
5. Удалена необходимость разработки отдельной инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре. Периодичность учебных тренировок по эвакуации сохранена (п.12).
6. Добавлен запрет использования подвальных и цокольных этажей для организации предприятий детского досуга (п.11).
7. Руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса зон по ТРоТПБ. Необходимость размещения соответствующих табличек на дверях больше не упоминается (п.20).
8. Не установлено никаких сроков проверки состояния конструкций, подвергнутых огнезащите (только по проекту и ТД производителя огнезащиты). Проверка огнезащитной эффективности подтверждается заключением аккредитованной организации (п.21).
9. Возвращён запрет на установку глухих решёток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (п.23 «г»).
10. К пункту о проведении эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц (1 раз в 5 лет) добавлена необходимость проверки лестниц 3-го типа (п.24).
11. Возвращено требование о необходимости закрытия на замок чердаков, подвалов, техэтажей с вывешиванием таблички о месте хранения ключей (п.25).
12. Уточнено, что мероприятие с массовым пребыванием людей – участие 50 и более человек (п.28).
13. Уточнено, что на объектах с массовым пребыванием людей при отсутствии информации по максимальному допустимому количеству людей в помещении следует принимать их количество по расчетной площади, приходящейся на одного человека — не менее 1 м2 (п.23 «д»).
14. Добавлена прямая отсылка к ч.4 ст.4 ТРоТПБ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов (п.30).
15. Все двери эвакуационных выходов оборудуются доводчиками и уплотнениями (кроме дверей, ведущих в квартиры, коридор, вестибюль и непосредственно наружу (п.30).
16. На объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них (п.31).
17. В учреждениях социального обеспечения (в том числе школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома) дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов (п.32).
18. Запрещается прокладывать электрическую проводку по горючему основанию (п.41 «з»).
19. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения должно обозначаться указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными постоянно или в ночное время (последний абзац п.53).
20. В Правила возвращено требование о негорючих пожарных шкафах (п.55);
21. Руководитель организации утверждает график проведения проверок систем противопожарной защиты и (!) регламент проведения ТО данных систем. Проверка АУПС и СОУЭ – 1 раз в квартал; АУПТ, дымоудаление – 1 раз в 6 месяцев (п.59).
22. На объекте должны храниться разделы проекта по смонтированным системам противопожарной защиты и их техдокументация (абзац 3 п.59).
23. Требуемая ширина минерализованной полосы для территорий, прилегающих к лесу, увеличена с 0,5 до 1,4 м. Выполнение таких мероприятий теперь необходимо и для территорий, примыкающих к землям сельскохозяйственного назначения, а также в степной зоне (п.68).
24. Установлены требования к шлагбаумам в местах проездов пожарной техники (абзац 4 п.71). 25. Гражданам запрещается воспрепятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара (последний абзац п.71).
26. Установлены минимально допустимые расстояния между кроватями в больничных палатах — не менее 0,8 м, а центральный основной проход – не менее 1,2 м (п.117).
27. Уточнено, что пожарными щитами оборудуются производственные и складские здания, не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом ИЛИ автоматическими установками пожаротушения, за искл. зданий, для которых ВПВ или АУПТ не требуется нормами (п.409).
28. Добавлены разделы:
— XXII «Детские лагеря палаточного типа»;
— XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий»;
— XXIV «Применение специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей»;
— приложение 9 «Использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов».