Найти тему

#ГромкаяЛента: Анатолий Крупнов. Он был...

Оглавление

Режиссёр: Дарья Иванкова

Год: 2019

Участники: Гарик Сукачев, Юрий Шевчук, Сергей Воронов и другие.

Кто главные герои русского рока? 

Цой, БГ, Макаревич, Летов, Горшенёв, быть может?..

А участников хэви-метал групп почему-то часто забывают. Многим кажется этот сегмент слишком узким, слишком тематическим, и, безусловно, слишком тяжёлым. Но именно в этом тёмном царстве подчас можно встретить настоящих самородков. Один из них — Анатолий Крупнов.

Крупнов известен более всего по проекту «Чёрный обелиск» и конечно по бессмертной песне «Я остаюсь». Группу он основал ещё в 1986 году, и коллектив сразу завоевал сердца советских металлистов. «Чёрный обелиск» был главным детищем музыканта: здесь он выработал свой песенный формат (все композиции были придуманы Крупновым), оттачивал мастерство стихотворца, учился качественно и «фирмово» записывать и сводить материал, экспериментировал со сценическими образами. К слову, выступления группы всегда были настоящим шоу. Крупнов был прирождённым героем сцены: его энергичная игра и экстатические танцы делали каждое появление «Чёрного обелиска» незабываемым. 

Крупнов и "ЧО" выступают в Свердловске, 1988 год. Фото: Игорь Мухин.
Крупнов и "ЧО" выступают в Свердловске, 1988 год. Фото: Игорь Мухин.

Параллельно с работой в «Чёрном обелиске» Крупнов сотрудничал с широким кругом музыкантов: повышал навыки игры на басу в трэш-метал команде Shah, проявил таланты аранжировщика в «ДДТ», выручал друзей из «Воскресения», когда понадобилось подменить Маргулиса. Он записал совместный трек с электронным проектом ВАН-МОО, а с Гариком Сукачёвым стоял у истоков супергруппы «Неприкасаемые». Плюс имел не один сайд-проект, в которых позволял себе исследовать многие направления на грани рок-музыки.

Анатолий воплощал свои идеи не только на музыкальном поприще: играл в театре, снимался в кино и клипах, сочинял стихи и писал книги. Как для активного творца, для Крупнова любые виды искусства представляли интерес, если соответствовали творческому замыслу и движению души. 

Крупнов имел серьёзные проблемы с алкоголем и наркотиками, но смог их преодолеть. В особо «разгульные» 90-е музыкант посчитал своим долгом помочь молодому поколению избежать тех ужасов, которые ему довелось повидать на острие героиновой иглы. Так появилась авторская радиопередача «Новая жизнь», в которой Крупнов без прикрас и в высшей степени наглядно описывал все этапы своей зависимости. 

Снимок из памятной статьи о Крупнове в журнале Амадей, 1997 год.
Снимок из памятной статьи о Крупнове в журнале Амадей, 1997 год.

В каждом из амплуа Анатолий Крупнов был поразительно органичен. И сейчас бы такой артист пришёлся очень кстати: искренний, честный и яркий, во всём настоящий и со стопроцентной отдачей. Именно поэтому, вероятно, так быстро и сгорел – всего в 31 год

В прошлом году вышла документальная картина «Анатолий Крупнов. Он был…». Фильм повествует о жизни Крупнова, в которой над всеми творческими начинаниями всегда возвышалась целостная, величественная и очень живая личность артиста. В съемках приняли участие друзья и коллабораторы музыканта. Здесь вы найдёте множество интервью, архивные кадры с выступлений, репетиций и простых бесед с Анатолием. И, конечно, вечную музыку

Как описывает своего героя режиссёр: «Крупнов вообще – архетип рок-героя. В нем для меня сошлось всё то, о чем я хотела сказать: и о времени, и о музыке, и о тех ребятах, которые горели, а не жили. Несправедливо и по-прежнему непонятно для меня, что так мало людей знают о нем сегодня. <…> тот, кто хоть раз его видел и слышал, уже никогда не останется равнодушным ни к нему, ни к его музыке».

И мы с этим согласны! 

Так что это за металлюга?

Если хотите узнать о музыканте более короткими способами – вот вам три видеозаписи, красноречиво характеризующие Крупнова:

- Вот он ведёт передачу «Чёрная пятница», посвящённую легендарному концерту «Монстры Рока в Тушино». Тогда в компанию к Metallica, AC/DC, Pantera и Black Crowes с советской стороны была приглашена группа E.S.T.. Крупнов воспринял такое решения с большой обидой, считая «терапевтов» недостаточно аутентичным проектом. Собственно, раздражение музыканта становится заметно почти сразу.

- Здесь джемит с Вороновым и Торопкиным (Crossroadz) и Стасом Наминым. Сам Крупнов начинал карьеру бас-гитариста с джазового коллектива, поэтому в неудивительно, как естественно он вписался в этот импровизированный блюзовый ансамбль.

- А это появление в «Акулах пера» всего за пару недель до смерти. Получился откровенный, но на удивление уважительный разговор. Журналисты, столкнувшиеся с талантливым артистом, задали немало творческих вопросов, хотя и о личной жизни не забыли (один вопрос Капитолины Деловой уже дорогого стоит). 

Чтобы не пропустить новые статьи об околомузыкальном кино -- подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки!