Найти тему

Принцип Парето в воспитании детей, предложенный Людмилой Петрановской

Широко известный принцип Вильфредо Парето: 20% нашего труда приносят 80% результата.

А оставшаяся огромная часть - 80% труда приносит только малые 20% результата.

В 80% всех аварий виноваты только 20% водителей.

20% ученых совершают 80% открытий и создают 80% изобретений.

80% прибыли компании приносят 20% клиентов. 80% продаж приходится на 20% продуктов.

80% работы занимает 20% времени. 80% прибыли приносят лишь 20% сотрудников.

Попробовать этот принцип в воспитании предлагает Людмила Владимировна Петрановская. Вот некоторые выдержки из ее замечательной книги "Как ты себя ведешь" на эту тему:

1. Детей, полностью соответствующих ожиданиям и пожеланиям родителей, не бывает на свете и на самом деле из всего того, что наш ребенок делает неправильно (не так, как мы хотели бы), по настоящему выводят нас из себя лишь два-три вида поведения.
2. 80 % результатов воспитания мы получаем ценой лишь 20 % потраченных усилий и времени, а остальные 80 % времени (нотации, выговоры, «я с тобой не разговариваю» и прочие способы скоротать вечерок) если и дают какой-то эффект, то лишь 20 % от необходимого.
3. 80 % наших переживаний связано лишь с 20 % всего того, что наш ребенок делает «не так». Во всех остальных случаях мы либо знаем, что делать, либо не очень расстраиваемся («сам такой был», «перебесится и все пройдет», «ну, просто он такой»).
4. Что это нам дает? Если какое-то дело или обстоятельство более значимо, именно им и надо заниматься. Если до прихода гостей осталось 10 минут, а в комнате беспорядок, нужно заняться тем, что на 80 % создает впечатление «убранности» — застелить постель, спрятать крупные валяющиеся вещи, подмести пол. Протирать пыль со всех статуэток на полочке в этот момент довольно глупо.

Наша задача — помнить про принцип «20 на 80» в вопросах воспитания.

Если нас по-настоящему выводят из себя и разрушают наши отношения с ребенком лишь некоторые виды его поведения, именно на них и надо сосредоточить свои педагогические усилия. А все остальное — по остаточному принципу, если руки дойдут.

Выберите цель. Один, максимум два вида поведения ребенка, которые по-настоящему отравляют вам жизнь - это те самые ваши 20 %. А может, 10 или 5. Иногда одна мелочь может отравить жизнь больше, чем сто серьезных проблем (кто гулял в натирающих туфлях в прекрасный день по чудесному парку в замечательной компании — тот знает).

Записывайте в течение нескольких дней в блокнот, что ваш ребенок делал «не так». Список может получиться довольно обширный. А потом честно спросите себя: что из этого ПО-НАСТОЯЩЕМУ отравляет мне жизнь? И выделите один, максимум два пункта. Это и есть цель.

Если, понаблюдав за своими реакциями, вы обнаружили, что «20 на 80» — это не про вас, что вас раздражает в поведении ребенка буквально все, и вы осознаете, что ваше негативное отношение к его поведению чрезмерно, значит, дело не в поведении, а в отношениях между вами. Возможно, есть серьезные затруднения в формировании привязанности, либо вы находитесь в состоянии сильного эмоционального выгорания. В этом случае помощь специалиста не помешает.