Предстоит раскрыть очередную тайну военного времени – боевой крылатой машины, которую называли «пешкой»
Какими они были: лётчик и штурман самолёта, упавшего в годы Великой Отечественной войны неподалёку от Киришей; кто ждал его дома, надеясь на то, что наши скоро освободят Ленинград, и в небе можно будет увидеть только гражданскую авиацию? Безусловно, эти вопросы задавали себе участники экспедиции к месту падения советского бомбардировщика Пе-2. Предстояло раскрыть очередную тайну военного времени. О подробностях этого похода они рассказали Online47.
Где упал самолёт
Ребята из Поискового движения России и поискового отряда «Небо Ленинграда» только что завершили работы на месте падения пикирующего бомбардировщика Пе-2, разбившегося в годы Великой Отечественной войны. А организованы они были недалеко от города Кириши, в нескольких километрах от нефтеперерабатывающего завода.
Место падения указали местные жители – о нём они знали давно. На фоне болот этот участок выделяется характерной воронкой и разбросанными фрагментами обшивки самолета. Но добраться туда со специальным оборудованием, несмотря на относительно небольшое расстояние, которое предстояло преодолеть, поисковикам без вездеходной техники было практически невозможно.
Как происходили раскопки
С техникой помогли в ООО «Транснефть – Балтика», трубопровод которого проходит в нескольких десятках метров от места падения самолёта. Кроме того, компания предоставила экскаватор и другое необходимое оборудование (6 единиц, а помимо экскаватора, гусеничные вездеходы и т.д.) Кроме того, специалисты общества (26 человек) участвовали в раскопках – все старались, чтобы они прошли максимально безопасно и оперативно. Экспедицию на всякий случай сопровождали сапёры.
В течение нескольких дней участникам этой поисковой экспедиции удалось провести весь необходимый в таких случаях комплекс работ. Экскаватор за считанные часы выполнил работу десятков человек с лопатами, а мотопомпы быстро откачивали поступающую со всех сторон воду.
Бомбардировщик ПЕ-2
Этот самолёт был создан в 1938 году, и уже в 1939-м совершил свой первый полет. Созданный на основе двухмоторного истребителя "100" или "сотка", изначально самолет предназначался как истребитель для высотных полетов.
Но в итоге Пе-2 (или, как его называли, "пешка"), стал самым массовым советским бомбардировщиком, а использовали его и для полетов на относительно небольшой высоте.
Известно ещё, что Пе-2 выпускали два основных предприятия. Завод №39 в Иркутске выпустил около 800 машин, а завод № 22 в Казани – более 10 000 "пешек" из почти 11 500 произведенных до снятия с производства в 1945 году.
Примечательны биографии его создателей – группы конструкторов, которыми руководил Владимир Михайлович Петляков в ЦКБ-29.
Причём это была поистине уникальная организация, поскольку принадлежала Спецтехотделу НКВД, а состояла по большей части из заключенных, признанных "врагами народа". Заключенными были люди, руководившие работами, в том числе, и сам Петляков.
Для того времени характеристики Пе-2 были впечатляющими. Достаточно сказать, что самолёт по скорости почти не уступал главному немецкому истребителю Мессершмитт Bf.109E.
Итоги экспедиции
Нынешние работы поисковиков в районе Киришей позволили убедиться, что самолет в этом месте действительно падал. Но, вероятно, сразу после войны его подняли. Причем, судя по всему, это было сделано вручную. Во всяком случае, никаких следов техники и возникающих в таких случаях земляных отвалов рядом не наблюдается.
С места раскопок удалось поднять ряд узлов самолета; масляный радиатор (по информации с заводской шильды – бирки, был произведён в апреле 1941 года); шасси и универсальный авиационный пулемет стрелка-радиста – УБТ калибром 12,7 мм. Это известное изобретение оружейника Михаила Евгеньевича Березина – использовался для прикрытия задней нижней полусферы.
Обнаруженные артефакты будут тщательно исследованы. Поисковики рассчитывают найти серийные номера техники, по которым, возможно, удастся установить номер самого Пе-2, а значит, и судьбу ее экипажа. Уже решено, что поднятые реликвии после изучения будут переданы в местный краеведческий музей.
Командир – об истории поиска
Руководитель поискового отряда "Небо Ленинграда" и ленинградского областного отделения Поискового движения России Евгений Халамов рассказал, что началом нынешней экспедиции можно считать 7 июня 2020 года.
"К обследованию места падения самолёта подключился и поисковый отряд "Волховский фронт" (город Кириши), – уточняет он. – Также в работе принимали участие специалисты всероссийского информационного поискового центра (ВИПЦ) из Казани. Они занимаются восстановлением бомбардировщика Пе-2 в Казани из деталей этой марки самолётов, сбитых в годы войны в разных регионах России и республик бывшего СССР. Самолёт, поисками которого занялись мы, выпустил завод № 22, о чем говорит найденный на обломках номер предположительно 15/12 или 15/17. А о том, кто отправился в тот роковой полёт, мы рассчитываем ещё понять".
Эти "пешки" вовсе не были шахматными фигурами, сражались героически. Собирая по крупицам подробности военной истории, действительно можно узнать многое, даже спустя десятилетия.