Найти в Дзене
🔥FIRE

Мультипликатор P/E

Мультипликатор P/E (price to earnings) относится к доходным мультипликаторам, базирующимся на капитализации (о классификации мультипликаторов смотри здесь). P/E отражает отношение стоимости компании к её годовой прибыли, то есть показывает, сколько лет должна проработать компания при той же прибыли чтобы окупить вложения акционеров. Например, P/E Сбербанка на момент написания статьи составляет 6,66. Это значит, что инвесторы готовы заплатить 6,66 рублей за каждый 1 рубль прибыли банка в год, чтобы через 6,66 лет окупить свои вложения. Рассчитывать коэффициент можно двумя способами: как отношение цены одной акции к чистой прибыли на одну акцию и как отношение капитализации (то есть цена одной акции умноженная на количество акций) к чистой прибыли. Мы воспользуемся первым вариантом. Разберёмся с чистой прибылью на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. При этом, мы можем взять

Мультипликатор P/E (price to earnings) относится к доходным мультипликаторам, базирующимся на капитализации (о классификации мультипликаторов смотри здесь). P/E отражает отношение стоимости компании к её годовой прибыли, то есть показывает, сколько лет должна проработать компания при той же прибыли чтобы окупить вложения акционеров.

Например, P/E Сбербанка на момент написания статьи составляет 6,66. Это значит, что инвесторы готовы заплатить 6,66 рублей за каждый 1 рубль прибыли банка в год, чтобы через 6,66 лет окупить свои вложения.

Рассчитывать коэффициент можно двумя способами: как отношение цены одной акции к чистой прибыли на одну акцию и как отношение капитализации (то есть цена одной акции умноженная на количество акций) к чистой прибыли. Мы воспользуемся первым вариантом.

-2

Разберёмся с чистой прибылью на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. При этом, мы можем взять чистую прибыль из отчётности по предыдущим кварталам и годам, тогда мы получим Фактическое P/E, а можем использовать прогнозируемую чистую прибыль, и тогда мы получим Форвардное P/E.

Количество торгуемых акций компании можно посмотреть на сайте биржи или на официальном сайте компании, а чистую прибыль - в годовой или квартальной отчётности компании (в отчётности на английском языке параметр называется Net income).

-3

Итак, формула мультипликатора P/E следующая: $P/E=Price:EPS$, где price - рыночная цена одной акции, а EPS - прибыль на одну акцию. Как правило, полученное значение необходимо сравнить со средним значением по отрасли (для поиска средних значений по отрасли рекомендую использовать сайты ru.investing.com или koyfin.com).

Если P/E компании меньше среднего значения по отрасли, то компания недооценена инвесторами, и можно ожидать скорого повышения цены акции. Если P/E компании больше среднего значения по отрасли, то компания переоценена инвесторами и можно ожидать скорого снижения цены акции.

Иногда значение можно оценивать в сравнении со средними значениями по всему рынку (хотя злоупотреблять этим не стоит): по американскому рынку среднее P/E - 20,9, по российскому - 5,6. Соответственно, если P/E американкой компании > 20 с большой долей вероятности говорит о том, что компания переоценена. Значение P/E в районе 12-15 может указывать на справедливость оценки.

-4

Для разных циклов бизнеса P/E разное: например, высокотехнологичные компании, имеющие большой потенциал роста в будущем, обычно имеют низкую прибыль в настоящий момент (например, Tesla), что компенсируется ожиданиями высокой прибыли в будущем. И наоборот, низкое значение Р/Е цикличной компании может предупреждать о том, что она находится на завершающей стадии своего роста и далее последует спад (особенно осторожным нужно быть при оценке цикличных компаний, о которых мы поговорим в следующих постах).

-5

В общем, вывод один: использовать P/E совместно с другими мультипликаторами.

Следует также знать о недостатках P/E:

  • Мультипликатор невозможно использовать при отрицательной чистой прибыли (так как у вас просто получится отрицательное значение, что не имеет никакого смысла). Так, мы не можем посчитать P/E Яндекса по основе результатов 2 квартала, так как чистая прибыль была отрицательной;
  • Мультипликатор не учитывает разницу в налогообложении, в долговой нагрузке и специфику компаний. Например, какие-то компании в одном секторе могут быть освобождены от налогов, а какие-то нет. Данный недостаток компенсируется с помощью мультипликаторов P/S или EV/EBITDA (о них мы поговорим позднее);
  • Мультипликатор не учитывает инфляционную составляющую, которой подвержена чистая прибыль. Недостаток компенсируется с помощью коэффициента Shiller P/E;
  • Чистая прибыль подвержена большим случайным колебаниям, что вносит погрешность в оценку Р/Е. Это особенно верно для цикличных компаний: на дне делового цикла прибыль у них ниже всего, а Р/Е – выше, за счёт высокой цены акции.

На этом наш разбор подошёл к концу. Подписывайся на наш Телеграм канал 🔥FIRE. Там мы говорим не только о компаниях, но и финансовой грамотности, инвестициях и многом другом!