Весна 2020 года запомнится многим из нас как самый сложный, противоречивый, а порой и драматический период жизни.
Многие россияне, также как и жители других государств, испытали на себе новые формы жизнедеятельности: «изоляция», «самоизоляция», «дистанционка», «удаленка» и т.п. названия, которые ну никак не хочется вспоминать в период летних отпусков. Но, что удивительно, именно сейчас, спустя определенный период времени, когда мы смогли получить уникальную возможность выехать не только на свои дачные участки в Подмосковье, но и совершить увлекательные путешествия на курорты Краснодарского края или Крыма, к этим «карантинным» терминам хочется вернуться через призму размышлений о развитии личности, о подготовке, в частности молодежи к профессиональной деятельности.
Последние годы в нашей стране очень часто мы рассматривали и искали новые формы, технологии и способы развития индивидуальных способностей личности и уникальные, инновационные варианты подготовки молодежи к профессии. В различных регионах страны открываются и весьма активно действуют в этом направлении различные практические Центры: центры деловой карьеры, центры карьерного проектирования, кадрового менеджмента, кадрового профконсультирования и т.п. Делать рекламу или оценивать вклад этих социально-образовательных организаций в профессиональное развитие молодого человека - не основная цель данной статьи.
Путешествуя по нашей необъятной стране и непосредственно общаясь с коллегами психологами, педагогами, профконсультантами на тему становления и развития нового современного профессионала, убеждаюсь, что одним из эффективных периодов роста и формирования профессиональных компетенций является ранний возраст личности, а именно 9-14 лет. Это важный период, когда подросток уверенно и осознанно начинает интересоваться своими возможностями, обнаруживать и понимать наличие своих уникальных способностей.
Для специалистов, работающих в сфере развития будущего человеческого капитала страны весьма важно не упустить и не оставить без внимания этот интерес молодых ребят к своей перспективной профессиональной деятельности. Поскольку в течение учебного года подростки практически стопроцентно заняты освоением школьной программы и тема профессиональной ориентации часто ограничивается одноразовыми мероприятиями в виде психологической диагностики или одного классного часа на тему общего и честно скажем поверхностного знакомства с миром профессий.
Сегодня в нашей стране существует множество специалистов из числа профессиональных практических психологов, профориентологов, которые имеют статус ИП, или даже оформили свои АНО и оказывают консультационную помощь ребятам в ситуации их размышлений над вопросами выбора будущей траектории профессионального образования, в организации реальных профессиональных проб и знакомстве с различными профессиями и т.п.
На наш взгляд, именно летний период является наиболее благоприятным и удобным в плане оказания такой действенной психологической и профориентационной помощи подросткам. Один из вариантов – это возможность использования имеющегося потенциала Центров развития ребенка и поддержки семьи, которые сейчас открываются практически в каждом регионе страны. Даже находясь на отдыхе, а многие семьи уезжают отдыхать не только на несколько дней, а вывозят своих детей на два, а то и три летних месяца данные Центры предлагают серию развивающих занятий, базирующихся на использовании игровых активизирующих технологий.
Это уникальные интерактивные программы по развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников: ментальная арифметика, гиперчтение, гиперпамять, робототехника, Я-исследователь с элементами ТРИЗ педагогики (теория решения изобретательных задач), киндерика English, ораторское искусство и многое-многое другое, что позволяет подросткам не просто наслаждаться летним отдыхом, но и получать полезные, а порой глубокие знания в свободной и непринужденной обстановке. Именно в летний период у ребят и их родителей появляется реальная возможность не быть ограниченным во времени для выполнения многочисленных домашних заданий, а в свободной форме посвятить несколько часов отдыха важным вопросам своего профессионального будущего, вопросам формирование своих уникальных профессиональных компетенций. Многие родители целенаправленно подыскивают такие варианты занятий для своих чад, используя также возможности местных центров дополнительного образования, творческие кружки в Домах культуры и творчества, но это разовые и не всегда эффективные варианты, которые не дают целенаправленного результата.
Открывая в летний период такие социально-развивающие Центры для подростков можно оказать непосильную помощь тем, кто не успевает в течение учебного года найти свободное временя для личностного развития, кто планирует попробовать для себя освоить новые, современные, инновационные творческие направления.
Размышляя над проблемой организации работы таких социально-образовательных Центров, мы невольно подходим к главному вопросу: а кто именно должен и может осуществлять такую профессиональную работу с разновозрастными подростками, приезжающими из различных регионов на отдых? Скорее всего таких специалистов необходимо обучать на факультетах (магистерские программы), готовящих профессионалов по работе и развитию человеческого капитала, которые в совершенстве должны знать не только педагогику и возрастную психологию, но и владеть навыками профориентологии, психологии труда, знаниями по экономике, финансам и праву.
В данных развивающих Центрах могут быть разработаны как очные, так и дистанционные формы взаимодействия с подростками и их родителями. Более того, открытие таких Центров поможет решить актуальные вопросы занятости многих специалистов на местах, что является значимым на сегодняшний день для многих, потерявших свои рабочие места в ситуации пандемии.
Елена Юрьевна Пряжникова,
доктор психологических наук,
профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала,
Финансовый университет при правительстве РФ г. Москва