Один из ключевых принципов изменений в Москве XXI века - равномерность развития.
Столица - огромный город даже в пределах МКАД. Несколько "протуберанцев", главный из которых - Новая Москва, делают город крупнейшим в Европе. Но как обеспечить одинаково высокий уровень жизни в окраинных районах? Ответ очевиден - единые стандарты инфраструктуры.
Транспорт, рабочие места, зелёные территории - это далеко не вся инфраструктура. К ней относятся и места культурного досуга. Именно их наличие определяет привлекательность городов в качестве места жительства. Грубо говоря, чем больше развлечений и выше их качество, тем привлекательнее тот или иной город. В этом глобальные мегаполисы соревнуются друг с другом. Обратите внимание, наиболее популярные среди туристов города те, в которых есть разнообразный досуг для всех категорий граждан, как жителей, так и гостей.
В столице ранее существовала огромная сеть кинотеатров, которая была создана ещё в советское время. Разумеется, первые из них, например, "Художественный" на Арбатской площади, были созданы ещё до революции. И во время неё их деятельность не прерывалась.
В СССР к вопросам кинематографа относились крайне серьезно. Именно в Советской России 1 сентября 1919 года открылась первая в мире государственная киношкола - нынешний ВГИК, постоянно шло развитие киностудий - Горьковской, Одесской, Киевской, Ленинградской, и, конечно же, Мосфильма. А по сталинскому плану реконструкции Москвы на Театральной площади, прямо напротив Большого театра должны были построить Большой Академический Кинотеатр. Воплощению проекта помешало начало Великой Отечественной Войны.
В советское время по всей Москве было построено множество кинотеатров. Большинство из них были довольно примитивными сооружениями - небольшое фойе, один или два больших зала. Причём залы, как правило, настолько крупные, что заполнялись целиком крайне редко.
С началом возведения крупных жилых массивов роль кинотеатров возросла. Если дома культуры, как правило, относились к заводам и крупным организациям, то кинотеатры становились территориальными культурными центрами - там появлялись танцевальные и выставочные пространства, иногда заведения общественного питания.
Большая часть этих зданий возводилась в стиле советского модернизма. Несмотря на то, что архитекторы могли проявить фантазию в проектировании таких зданий, с эстетической точки зрения их значение невелико. Другой минус - низкое качество материалов. Даже на фотографиях советского времени эти здания уже выглядят устаревшими. Хотя на снимках им от силы лет 20.
С распространением телевидения посещаемость кинотеатров начала падать, а после распада СССР произошёл крах системы кинопроката. Кинотеатрам пришлось столкнуться не только с жёсткой капиталистической конкуренцией, но и с банальным устареванием оборудования, мебели, коммуникаций. Лишь немногие кинотеатры остались на плаву, большинство из них было попросту заброшено - счёт пошёл на десятки.
В XXI веке Москва, будучи динамично развивающимся городом оказалась открыта для новых веяний. И если процесс реконструкции города начался ещё при Мэре Лужкове, то при Сергее Собянине этот процесс ускорился. Знаковым стало возведение парка Зарядье. Там был реализован смелый проект "Парящего моста".
Смелая инженерная конструкция интересно сочетается с традиционными памятниками центра города и позволяет с новой точки взглянуть на них. Хотя функциональная значимость этого сооружения оспаривается частью горожан и специалистов, всё-таки "Парящий мост" стал доселе невиданной деталью в самом сердце многомилионного города. Некогда таким новшеством были купола Манежной площади.
Именно абрис Парящего моста было решено использовать, для того, чтобы связать центр города со всеми его районами единым стилем. Что бы это могло значить?
Для того, чтобы ответить, вернёмся к нашим кинотеатрам.
Правительством города было принято решение по реконструкции этих зданий. Использование передовых урбанистических подходов и единого стандарта позволит наполнить их новыми досуговыми возможностями и восстановить статус в качестве точек притяжения для своих районов. Функционал обновлённых кинотеатров будет рассчитан на всеобщий охват, то есть каждый москвич, вне зависимости от своего возраста, социального положения и интересов сможет найти здесь что-то для себя. На данный момент в программу вошли 39 кинотеатров.
В состав обновлённых зданий войдут, собственно, кинозалы, торговые площади для малого бизнеса (неплохая альтернатива ларькам и палаткам), досуговые пространства.
Часть кинотеатров, обладающих несомненной художественной ценностью либо отличающихся уникальными архитектурными или инженерными решениями будет реконструирована без изменения внешнего облика. Например, по-прежнему будет радовать постконструктивистским фасадом кинотеатр "Родина" в районе Соколиная гора.
Другая часть обретёт новый облик с использованием качественных материалов облицовки и единым стилевым наполнением. Фасады выполнят из высокотехнологичных, долговечных и экологически чистых материалов – керамических панелей, стекла и металла. Тут то и пригодится мотив Парящего моста.
После постройки ходила шутка, что это мост в никуда. Теперь мы знаем, что это мост в новый кинотеатр.
«Проекты реконструкции кинотеатров разрабатываются исходя из потребностей районов, и несмотря на их внешнее сходство, набор функций индивидуален для каждого здания», – рассказал Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
К началу реализации программы большинство реконструируемых зданий уже находились в ветхом или аварийном состоянии, так что программа как минимум своевременна. Первые работы начались в 2017 году, завершить стартовый этап программы планируется в 2021 году.
«Тип реконструкции кинотеатра зависит от состояния, в котором он сейчас находится. Есть объекты, для которых возможна адаптация: например, «Звездный», «Восход», «Варшава» и «Саяны» – такие объекты мы реконструируем частично. Мы также сохраняем и реставрируем знаковые элементы декора старых кинотеатров, например, знаменитые мозаики работы Чернышева из кинотеатров «Волга» и «Первомайский». Кинотеатр «Родина», являющийся памятником архитектуры, мы бережно реставрируем, на крыше восстановим знаменитую веранду», – Григорий Печерский управляющий партнёр компании-инвестора ADG GROUP
В таких зданиях зданиях появятся кафе и рестораны, супермаркеты, магазины, салоны различных услуг, компьютерные клубы, игротеки и студии. На крыше некоторых откроются летние террасы.
Вернёмся на мгновение в недалёкое прошлое. Согласитесь в такой кинотеатр, у вас уже вряд ли появится желание сходить, ни с семьёй, ни с девушкой/молодым человеком, ни в одиночку. Особенно в одиночку.
А вот в такой вы точно сходите. Судя по рендерам, "Марс" особенно хорош. И готов будет уже в 2020.
В нем будет пять залов, супермаркет, пекарня, фермерские магазины, зона общественного питания, студии, мастерские, детский-центр, банк, аптека, дом быта. На площадке перед "Марсом" обустраивают рекреационную зону для проведения районных мероприятий.
Ещё больше о реконструкции и адресах кинотеатров можно узнать на сайте Стройкомлпекса города Москвы .