Найти тему

Ил-2 самый массовый боевой самолёт в истории

Ил-2М
Ил-2М

Самый массовый боевой самолет в истории (всего этих «илов» было выпущено 36 000 штук) считается настоящей легендой полей сражений. Одна из его особенностей — несущий бронекорпус, заменявший собой каркас и обшивку в большей части фюзеляжа. Штурмовик работал на высотах в несколько сотен метров над землей, становясь не самой сложной мишенью для наземных зенитных средств и объектом охоты со стороны немецких истребителей. Первые варианты Ил-2 строились одноместными, без бортстрелка, что приводило к довольно высоким боевым потерям среди самолетов этого типа. И все же Ил-2 сыграл свою роль на всех ТВД, где сражалась наша армия, став мощным средством поддержки сухопутных войск в борьбе с бронетехникой противника.

Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940).

Ил-2
Ил-2

Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах № 1 и № 18 в Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве - 26 888 шт. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Прототип — БШ-2 (заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки)

Всего было сформировано 356 авиационных штурмовых полков на Ил-2.

Ил-2
Ил-2

Летающие экземпляры

  • 27 сентября 2011 года Ил-2, восстановленный в новосибирской компании «Авиареставрация», поднялся в небо. Этот самолёт являлся на тот момент единственным в мире летающим Ил-2.7 ноября 2011 года указанный самолёт участвовал в Параде Памяти в Самаре. Самолёт был восстановлен по заказу американского коллекционера(на средства одного из основателей Microsoft Пола Аллена) и после восстановления в начале 2012 года передан в США.
  • Следует отметить, что аналогичная попытка восстановить до летающего состояния один из символов Победы была предпринята группой энтузиастов в городе Самара, где этот самолёт массово выпускался в годы Великой Отечественной Войны. Планировалось представить восстановленный летающий Ил-2 на 70-м параде Победы. Однако эта инициатива не нашла поддержки у потенциальных спонсоров — крупного бизнеса, руководства заводов «Авиакор» и «Прогресс», и местных властей.
  • 16 июня 2017 года в Новосибирске под управлением летчика-испытателя Владимира Барсука совершил первый полёт Ил-2, отреставрированный фондом «Крылатая память Победы» совместно с ПАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина", при участии ООО «Авиареставрация» и СибНИА им. С. А. Чаплыгина. Самолёт стал вторым на планете лётным экземпляром легендарного штурмовика. В дальнейшем планируется демонстрация самолёта в рамках различных мероприятий авиационной тематики. В июле 2017 года самолёт участвовал в лётной программе авиасалона «МАКС-2017».