Найти в Дзене
Sol Invictus

Как греки стали буддистами? Бактрия, часть 2

Первая часть статьи Отдельно стоит отметить наиболее интересный аспект культуры - религию в Греко-Бактрийском царстве. Нужно подчеркнуть, что религия являлась той сферой культуры, где ранее всего начался синтез эллинских и восточных культурных пластов, и этому способствовало уникальное географическое положение Бактрии. Государство находилось прямо на перекрестке зарождающегося Великого шелкового пути, и купцы из Китая и Индии являлись частыми гостями в Греко-Бактрии, что тоже отразилось на культурных особенностях: в греческие культы добавлялись элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, даже буддизм. Самым главным феноменом греко-бактрийской культуры стал так называемый греко-буддизм – явление, которое наиболее красноречиво демонстрирует масштаб слияния Запада и Востока. Несмотря на упомянутое ранее развитие и распространение эллинистической культуры в Бактрии, именно этот регион стал связующим звеном между эллинистическим миром, Индией и Кит

Первая часть статьи

Отдельно стоит отметить наиболее интересный аспект культуры - религию в Греко-Бактрийском царстве. Нужно подчеркнуть, что религия являлась той сферой культуры, где ранее всего начался синтез эллинских и восточных культурных пластов, и этому способствовало уникальное географическое положение Бактрии. Государство находилось прямо на перекрестке зарождающегося Великого шелкового пути, и купцы из Китая и Индии являлись частыми гостями в Греко-Бактрии, что тоже отразилось на культурных особенностях: в греческие культы добавлялись элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, даже буддизм.

Самым главным феноменом греко-бактрийской культуры стал так называемый греко-буддизм – явление, которое наиболее красноречиво демонстрирует масштаб слияния Запада и Востока. Несмотря на упомянутое ранее развитие и распространение эллинистической культуры в Бактрии, именно этот регион стал связующим звеном между эллинистическим миром, Индией и Китаем в период распространения буддизма. На данный момент известно, что многие греки, жившие на границах с Индией, частично перенимали буддистскую духовную традицию и внесли немалый вклад в развитие этой религии.

Важнейшим примером влияния эллинов на буддизм является появление первых в истории "человеческих" изображений Будды, да и вообще его образа, который был создан именно по образцу греческих статуй. До появления эллинов в данном регионе буддистское искусство было аниконичным, то есть Будда изображался только символически: через колесо дхармы, дерево просветления и так далее.

Яркий пример греческой статуи Будды
Яркий пример греческой статуи Будды

Стоит перечислить элементы в изображениях Будды, указывающие на явное греческое влияние: Будда в качестве одежды носит гиматий (греческий плащ), покрывающий оба плеча, его прическа явно стилизована под средиземноморские.

Однако самым красноречивым примером заинтересованности греков в буддизме является религиозный трактат «Вопросы Милинды», который является единственным произведением древнеиндийской литературы, где фигурирует реально существовавший и названный по имени древний грек - царь Менандр I, называемый Милинда. Текст явно демонстрирует в высшей степени благосклонное отношение царя к данной религии, однако на его основании нельзя точно сказать, являлся ли сам Менандр буддистом.

Интересным фактом является также то, что после смерти Менандр официально был признан архатом, что в буддистской традиции означает человека, освободившегося от омрачения сознания и вышедшего из круговорота рождения и смерти. Царь, получивший таким образом один из величайших символов признания, был кремирован, и его прах, согласно сведениям Плутарха, почитался как реликвия в 7 индийских городах. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что буддистская духовная система действительно была распространена среди греко-македонских колонистов в Бактрии.

Обе великие культуры оказывали серьезное влияние друг на друга: образы эллинистических богов перекочевали в пантеон буддизма. Так, например, Геракл в львиной шкуре стал прообразом защитника Будды Ваджрапани, а греческая богиня случая и удачи Тюхе имеет много общих черт с буддийской Кисимодзин. Таким образом, на столетия греческое антропоморфное представление божеств, перешедшее из Греко-Бактрии в Индо-Греческое царство, заложило канон в буддистском искусстве.

Вас заинтересовала античная Греция? Тогда узнайте, какие прозвища давали греческим царям, в том числе и бактрийским, как раз в период эллинизма.
Если Вам понравился текст, то подпишитесь на канал для изучения настоящей истории!