Татьяна тихо брела под дождем, сама не зная куда.
В голове роились самые неприкаянные мысли: как получилось, что она, в сущности добрый и безвредный человек, сумела оттолкнуть от себя всех друзей, поссориться с дочерью, и вот теперь, в минуту душевного раздрая, ей даже не с кем обсудить случившуюся ситуацию и не от кого получить дельный совет.
Ноги сами привели ее на любимую набережную. Постелив целлофановый пакет, Таня села на мокрую скамейку. Вокруг не было ни души.
Волга, покрытая, словно озябшая кожа, мурашками от дождевых капель, притягивала ее взгляд. Глядя на серую воду, Таня задумалась. Что с ней произошло за последние десять лет, почему ее жизнь состоит из постоянных потерь?
...Михаил ворвался в ее жизнь совершенно неожиданно. Десять лет назад в отдел, который она возглавляла, пришел новый сотрудник.
По слухам, только что он пережил развод с женой - яркой женщиной, оставив ей горячо любимого сына. Та не хотела, чтобы Михаил с ним часто виделся - новый ее муж не без успеха пытался заменить мальчику отца, и Михаил от этого сильно страдал.
Был он весь какой-то взъерошенный, злой на женщин, и у Татьяны не раз случались с ним стычки. Любое замечание, даже высказанное в доброжелательном тоне, он воспринимал в штыки.
Примирила их одна из вечеринок по поводу дня рождения одного из сотрудников. Немного оттаяв, Михаил признался Татьяне, что с некоторых пор стал ненавидеть всех женщин, ибо все они - предательницы.
"Зря ты так, - ответила Таня - одна насолила, так ты готов всех под одну гребенку стричь. Женщины разные бывают, как, впрочем, и мужчины."
Они начали встречаться, и своим добродушием, приветливостью ей удалось несколько смягчить характер Михаила.
Кстати, у нее тоже было достаточно оснований возненавидеть мужской род: она тоже разошлась с мужем, причем по его вине, воспитывала одна дочку.
Но не обозлилась на весь мир, справедливо полагая, что теперь только от нее самой зависит, как сложится ее дальнейшая жизнь. Михаил был нередким гостем в доме Татьяны, где она проживала с дочкой и мамой. А потом, поняв, что их связывает нечто большее, чем обычная симпатия, приняли решение жить вместе.
Михаил нередко рассказывал Тане о бывшей жене. Ей, конечно, это мало нравилось, но она терпеливо его выслушивала, понимая, что не все в его душе перегорело. Он рассказывал, что ослепленный сильным чувством, дал жене себя одурачить. Ведь когда он потерпел фиаско в бизнесе, куда делись ее любовь, вера в него, готовность следовать за мужем куда угодно.
В тот час, когда он больше всего нуждался в ее поддержке, она его бросила. Таня от души ему сочувствовала и делала все от нее зависящее, чтобы его душевная рана быстрее зарубцевалась.
Михаил же, помня, какую травму нанесла ему красивая женщина, делал все, чтобы Таня похуже выглядела: наверное, таким способом решил себя обезопасить от нового разочарования.
Пользуясь тем, что у его гражданской жены был мягкий характер, он для начала запретил ей вообще пользоваться косметикой, даже губной помадой. Просто взял однажды и выбросил ее косметичку в мусорный контейнер.
Другая женщина послала бы его куда подальше, но Таня, понимая, что им движет, ради мира в семье, подчинилась.
Потом он попросил ее отрастить волосы и закалывать их пучком на макушке. Все ее красивые, с вырезом платья, он тоже однажды связал узлом и выкинул на помойку.
Вот теперь, считал Михаил, она обрела внешность женщины, поглощенной работой и несклонной думать о пустяках.
Теперь даже самый прожженный распутник не нашел бы предлога для какой-нибудь вольности. Таня из современной яркой женщины превратилась в форменную монашку.
Таня была моей близкой подругой, и я, придя однажды к ней в гости, весьма неодобрительно отозвалась о ее нынешнем внешнем виде. На что Михаил хладнокровно дал понять, что мое присутствие здесь совсем необязательно. И на это Таня, с которой мы дружили с пятнадцати лет, ничего не возразила.
Я ушла, но перед этим сказала подруге, что ее муж, по всей вероятности, любит во всем и всегда брать верх, а как личность она его совсем не интересует.
Люди, подобные Михаилу, так устроены, что им хочется, для них это просто необходимо, чтобы все вокруг подчинялись их воле. А это ни к чему хорошему не приведет. С Таней мы перестали видеться.
Но Михаил, поссорив ее с близкой подругой, на этом не остановился.
Однажды на какую-то язвительную реплику Таниной дочери он сильно вспылил, а потом сказал жене: пусть твоя дочка идет жить к отцу, он ведь ее все время зовет. И даже это кощунственное заявление Таню не возмутило.
Дочь ушла из дома и приходила к матери и бабушке украдкой, когда здесь не было Михаила.
А он, полностью обезличив жену, со временем потерял к ней интерес. Перестала быть ему желанной некрасивая, неухоженная, безвольная женщина, которая не умела говорить слово "нет". После десяти совместно прожитых лет он начал искать утешения на стороне.
И вот наступил день, когда Таня собственными глазами увидела их вдвоем с любовницей. Отпираться Михаил не стал.
"Да, - сказал он, - у меня есть любимая женщина. А ты(!) сделала все, чтобы меня от себя оттолкнуть..."
...Дождь давно закончился, и из-за тяжелых темных туч выглянул лучик солнца. И на души у Тани посветлело. Она сказала себе: какие бы ошибки я не сделала за эти десять лет, я их могу исправить. Есть еще на это время и силы.
Придя домой, она неспешно собрала все вещи гражданского мужа, все уложила тщательно, чтобы ничего не мялось.
А вечером, когда Михаил пришел как ни в чем не бывало домой, сказала: "Я больше не хочу с тобой жить. Мы расстаемся, и это мое окончательное решение."
Не ожидая от покорной во всем прежде женщины такого заявления, Михаил опешил от неожиданности.
Он растерянно сказал: "Ты не торопись, все еще наладится."
И прибавил как десятилетний мальчик: "Я больше не буду."
Таня улыбнулась в ответ: "Учись проигрывать. У тебя нет доводов, которые бы убедили меня с тобой остаться."
Михаил внимательно посмотрел на Таню, которая красиво оделась, причесалась и вновь превратилась в очаровательную женщину, какой и была раньше. Он понял, что возврата к старому не будет.
Понурив голову, Михаил нехотя пошел с тяжелой ношей к двери. А у Татьяны с этого мгновения началась новая жизнь, в которой она уже никому не позволит помыкать собой и унижать свое человеческое достоинство.
"Ходок" на пенсии
Рабыня
Муж ушёл к другой. Что решила предпринять
Измена
Сосед десять лет ухаживал за тяжелобольной женой. Когда ее не стало, что он сказал
Отбила жениха у красавицы