На днях на детской площадке, я наблюдал то, что с тех пор не выходит у меня из головы. Девочка, я думаю, не более четырех лет, явно сделала не то, что хотела его мать. Я не понял, о чем именно шла речь – только о том, что мать, по-видимому, несколько раз сделала замечание по поведению, а ребенок продолжал поступать по своему.
Это настолько вывело мать из себя, что она совершенно потеряла контроль над собой. Она кричала на дочь так громко и яростно, что остальные дети останавливались и смотрели на переполненную детскую площадку, в то время как родители в большинстве своем смотрели в пол.
В своей памяти я до сих пор вижу напряженные сухожилия и мускульные нити, выступавшие на шее матери, когда она кричала. Я вижу маленькую девочку, которая уклонилась от взгляда матери и терпела стоя – с поджатой губой и со слезами, бегущими у нее по лицу.
Раненая детская душа
Ее мать кричала, и на самом деле ей было совершенно все равно, о чем идет речь или какие слова она выбирает. Послание, поступившее к ее дочери, было более чем ясно:
Ты не права.
Я бы относилась к тебе лучше, если бы ты вела себя по-другому.
Это твоя вина, что я сейчас кричу.
Я не принимаю тебя как равного человека.
Я не уважаю тебя, поэтому могу кричать на тебя здесь перед всеми остальными детьми и родителями.
Я взял сына за руку, прижал его к себе и понял, как сильно меня тронула эта сцена. Воспоминание об этом до сих пор заставляет меня грустить.
Независимо от того, что сделала девочка– ни один ребенок не заслужил, чтобы с ним так обращались.
Я считаю очень важным писать о таких сценах, потому что меньше всего люди знают, что крик может оставить у ребенка такие же душевные раны, как удары. Даже если крик гораздо более принят в обществе.
Ребенок может не владеть собой – но взрослый должен уметь
Я пишу этот текст не потому, что хочу позорить мать с детской площадки или других матерей, которые кричат на своих детей. Я считаю более чем понятным, что мать сердится, когда ее ребенок неоднократно переходит границы. Это абсолютно по-человечески. Но это все равно совершенно неприемлемое поведение.
Ребенок еще не научился владеть собой, оценивать последствия своих действий и вести себя эмпатически. Но у взрослого человека нет такого оправдания.
Если я, как родитель, не могу овладеть собой, теряю контроль и кричу – как я могу ожидать от своего ребенка быть храбрым и доверять родителям?
Как родители, мы должны взять на себя ответственность
Мне нужно подумать, почему поведение моего ребенка так злит меня, и мне нужно придумать как успокоится.
Я должен взять на себя ответственность за свой крик, а не винить в этом своего ребенка.
И я должен осознать, какое влияние это окажет на моего ребенка, если это случится со мной еще раз.
Ребенок, на которого кричат, переживает ряд чувств, которые могут напугать его. Психическая травма. Грусть. Принижение. Смущение. Вина. Беспомощность. А иногда и отчаяние.
Крик - это очень сильный разрыв доверия между детьми и родителями.
Дети боятся, что их не любят
В тот момент, когда на ребенка кричат, он получает травму в своем достоинстве. И на короткое мгновение он должен справиться со страхом что родители не любят его. Это основной страх детей, и поэтому крик так невероятно вреден.
Дети боятся потерь. Они чувствуют себя никчемными и ненужным. Их самооценка будет разрушена. Они беспомощны!
Дети стерпят все, чтобы избежать этой боли и угодить родителям. Это в природе человека. Но это не остается без последствий.
Кричать так же плохо, как бить
В настоящее время несколько научных исследований доказали, что словесное насилие так же плохо, как и физическое. Так же, как и удары, крики могут вызвать психические заболевания.
Важно не только для наших детей, чтобы мы постоянно подвергали сомнению наши действия, но и для себя. И я хочу, чтобы мы, как родители, поддерживали друг друга в этом стремлении.
Когда дело доходит до наших детей, мы должны признавать ошибки и работать над собой, быть хорошим примером для подражания.
Вот почему я прошу тебя, дорогая мама на детской площадке: не чувствуй себя обиженной, а ухватись за этот шанс поработать над собой.