Найти тему
Записки иностранки

Деньги, фальш и пустота в королевстве кривых зеркал

«Ретроспектива брендреализма» располагается в небольшом зале на втором этаже Эрарты. «Созерцание» экспонатов занимает примерно 25 минут, а ощущения от увиденного, определённо, радостные. При этом положительность быстро выветривается, оставляя после себя недоумение и восхищение тем, как тебя обхитрили. Ещё во время посещения становится понятно, что всё это похоже на аттракцион, кривое зеркало, куда приходишь посмеяться над собой.

Затея Сергея Шнурова злободневна: вы увидите смелое высмеивание актуальных тенденций. При входе в зал — красующиеся безвкусные картины, которые я не оценила вообще. А затем интереснее и ближе к делу — весёлые экспонаты с «глубочайшим» посылом: холодильник в виде гроба с надписью Coca-cola, заполненный сахаром; пустая рюмка (водки) с очками (Лепса); огромная вилка под названием «веган», показывающая неприличный жест; и самая популярная фраза года: «денег нет, но вы держитесь». В общем, всё это можно увидеть в фотоотчётах уже побывавших там людей. Советую этим и ограничиться.

«Выбирая в начале жизни между «Кока-колой» и «Пепси-колой», а в конце между «Роллс-Ройсом» и «Бентли», человек блуждает в зеркальном лабиринте, принимая искажённые отражения за реальность» — объясняют нам создатели мероприятия. Да, это так: каждый день, заходя в супермаркет, вы делаете свой «уникальный» выбор и платите за это (часто одному и тому же человеку). И в данном случае вы платите за сомнительное искусство дяде Шнурову. Так что, идея выставки довольно фальшива и противоречит сама себе. Сергей Шнуров — это бренд. И, довольно хитро с его стороны заманивать молодёжь на «ретроспективу брендреализма» (которая тоже бренд).

-2

Выставка нам напоминает: «не обращайте, дети, внимание на всю эту чепуху». Но есть ли толк? Дети восхищённо раскрывают рот, рассматривают экспонаты, упрямо публикуют их в Instagram с хэштегом erarta_shnur и идут дальше: пить колу, есть еду без термической обработки, делать селфи — у кого что. Они себя идентифицируют, а Шнуров получает деньги.

Все работы должны прочитываться в связке с названием, чтобы получился некий особенный двойной смысл. Формат выставки больше похож на веб-комикс: надпись и иллюстрация к ней, подчеркивающая неоднозначный злободневный смысл надписи. Да, это забавно, местами смешно, где-то - грустно. Но это не искусство. Здесь нет концепта, нет удивительных авторских техник, нет и руки автора.

-3

Картины, скульптуры, конструкции, коллажи - разброс стилей и техник, но подписи "работы С.Шнурова" в описаниях вы не найдете. То, что известный музыкант воплощал свои идеи руками наёмных исполнителей, кажется, даже не пытаются скрыть. Это вполне вписывается в философию брендреализма, согласно которой выставка лишь использует бренд "Шнуров", но не знакомит зрителя с его работами. Как одежда от Версаче, сшитая старательными пальцами сотен китайцев.

Единый билет в Эрарту стоит 500 рублей. Он позволит посетить не только персональную выставку Шнурова, но и другие. И, если вы всё-таки решитесь пойти в одну из ваших идеальных суббот, то загляните также в гости к пейзажам Николая Чирятьева, где вы увидите прекрасные неоновые дворы Петербурга, подсвеченные таинственным мраком мистической гоголевской ночи. Впечатления от этих картин хотя бы настоящие и останутся в памяти без помощи Instagram.

Еще немного моих мыслей о вечном и о временном в моей статье "Секс и политика, как параллельные прямые"

Помогающие иностранке творцы: Сергей Расковалов, Саша Русинова, Ксения Викадакави