Пока вьетнамцы и китайцы отмечают годовщину демаркации границы вспомним о "тибетском следе"в войне 1979-го года.
18-я армия освободила Тибет, вынося голод и холод и трудные походы на заснеженном плато. Её солдаты раскалывали горы и взрывали скалы, сражались с небом и построили всемирно известное шоссе Сычуань-Тибет. После завершения напряженной и всеобъемлющей борьбы с повстанцами последовала контратака китайско-индийской пограничной самообороны. Тибетский отряд 419 ("цзан-419"), составленный из основных сил 18-й армии, нанес поражение индийской армии в пограничной войне 1962 г. В конце шестидесятых его перевели в Свчуань, переименовали в 149-ю дивизию и передали в состав 50-й армии.
Из этого подразделения также вышло много солдат-отцов и сыновей, чьи родители были старыми "тибетцами", которые сражались в походах, строили дороги, боролись с повстанцами и сражались против Индии. В эпоху "войны самозащиты и отпора" с Вьетнамом отцы командиров дивизий посылали своих сыновей на передовую под град пуль.
149-я дивизия атаковала Шапу (萨巴) и действовала против главных сил дивизии 316А вьетнамской армии.
Участник тибетского похода и войны с Индией Ли Тиншань в это время был заместителем комиссара дивизии. Его сын служил связистом, а племянник - телохранителем (?похоже, что то вроде комендантской роты) в 445-м полку. Племянник вместе с несколькими командирами в ходе сражения попал под вьетнамский артобстрел и получил ранения.
Ли Тиншань, вернувшись с войны увидел, что волосы его жены поседели.
Комиссар Чжан Гуанли во время тибетского похода от суровых условий потерял все зубы и лишь через двадцать лет раздобыл протезы.
В 1979-м он участвовал в войне с Вьетнамом в должности комиссара 446-го полка и командовал знаменитой засадой у Четвёртого моста. Его старший сын, Чжан Цзюнь воевал в пятой роте 445-го полка, последней входившей из Вьетнама. Во время отхода рядом разорвался вражеский снаряд и только большое дерево спасло Чжан Цзюню жизнь.
Я однажды ради виза-рана выбирался с юньнаньской стороны во Вьетнам и лишь самую малость не добрался до Шапы. Надо будет однажды исправить - оказывается и для тибетской истории место не совсем постороннее.