Недавно США сообщили, что направят Гренландии в качестве поддержки более 12 миллионов долларов. Представитель Госдепа пояснил, что Вашингтон таким образом намерен «перезапустить» отношения с Нууком, подпорченные прошлогодней попыткой американского президента Дональда Трампа купить самый большой остров планеты.
Предложение Трампа
В августе 2019-го Трамп ошарашил мир заявлением, что он рассматривает возможность покупки Гренландии у Дании. «По сути, это крупная сделка с недвижимостью», — сказал президент, добавив, что в отличие от приобретения квартиры это ещё и интересно «стратегически».
По данным газеты The Washington Post, Белый дом был готов выложить за остров 600 миллионов долларов. Сумму американские чиновники высчитали, исходя из ежегодных трат Копенгагена на его содержание.
Премьер-министр Гренландии Ким Кильсен ответил на предложение весьма категорично: «Гренландия не продаётся и не может быть продана, но Гренландия открыта для торговли и сотрудничества с другими странами, включая Соединённые Штаты». А датский премьер-министр Метте Фредериксен и вовсе назвала предложение Дональда Трампа «абсурдным», после чего президент США отменил планировавшийся визит в Данию.
По прошествии некоторого времени стороны сгладили конфликт, но Вашингтон, очевидно, не утратил своего интереса к Гренландии. 23 апреля в Госдепе заявили, что Соединённые Штаты желают стать для острова приоритетным партнёром. «Мы хотим увеличить наше взаимодействие на территории региона... Как часть такого сотрудничества мы разработали, проконсультировавшись с Данией и Гренландией, пакет финансовой помощи в размере 12,1 миллиона долларов», — цитирует РБК представителя ведомства.
По словам американского дипломата, средства пойдут на поддержку энергетического сектора автономии и добычу полезных ископаемых, а также на развитие образования и улучшение социальной обстановки. Кроме этого, Вашингтон планирует летом открыть консульство в Нууке.
На вопрос журналистов, связана ли поддержка с желанием Трампа купить остров, сотрудник Госдепа ответил, что не считает помощь Гренландии в какой-либо из упомянутых отраслей шагом на пути к покупке острова. И добавил: «Здесь наши намерения заключаются в том, чтобы укрепить уже существующее партнерство между Данией, Гренландией и США».
Чем манит Гренландия
Объяснить увлечённость Америки Гренландией просто. Ещё в августе прошлого года ведущий советник президента США Дональда Трампа по экономике, глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу отмечал: «Гренландия — стратегическое место. И у них много ценных минералов».
Предположительно, под землёй Гренландии находится более 100 миллионов тонн различных руд, в том числе редкоземельных металлов: неодима, празеодима, диспрозия и тербия. Со временем эти элементы могут стать дороже золота, поскольку без них невозможно производство, например, смартфонов. Пока монополией на поставку редкоземельных металлов обладает главный конкурент США — Китай. Как отмечает Би-би-си, на долю Поднебесной приходится около 70 процентов их мировой добычи и почти 90 процентов – переработки.
Это не может не беспокоить Вашингтон, которой, балансируя на грани торговой войны с Пекином, рискует остаться без комплектующих для техники. Поэтому США уже поспешили подписать с Гренландией меморандум о сотрудничестве в области привлечения инвестиций в сектор добычи редкоземельных металлов. Но, наверняка, амбиции Штатов этим не ограничатся.
Помимо руд, в недрах островного шельфа таится, примерно, 50 миллионов баррелей нефти. А энергоресурсы всегда были предметом особого интереса американских властей. Приятным дополнением к этому может стать колоссальное количество рыбы в водах Гренландии и около 10 процентов мировых запасов пресной воды, сосредоточенных на острове.
Но и без всего этого Гренландия считается стратегически важной территорией. Через неё лежит кратчайший путь из Европы в Северную Америку, и контроль над этим регионом фактически гарантирует существенное влияние на процессы в Арктике.
На данный момент в Гренландии находится самая северная база Соединённых Штатов – военно-воздушная база Туле (Питуффик). Сейчас она является частью американской системы противоракетной обороны, в 2004 году здесь была модернизирована радиолокационная станция. Но сам по себе объект рассчитан на большее, чем быть просто радаром: база способна вместить до 10 тысяч человек, а раньше на ней были дислоцированы бомбардировщики B-52 с ядерным оружием на борту.
Каковы шансы
Дональд Трамп далеко не первый американский политик, предлагавший купить Гренландию. В 1867 году госсекретарь США Уильям Генри Сьюард считал идею «достойной серьёзного рассмотрения», но так и не сделал предложения. В 1910 вопрос вновь, уже на уровне правительства, поднял посол США в Дании Морис Фрэнсис Иган. А в 1946 году при президенте Гарри Трумэне дело даже продвинулось от слов к действиям: Штаты предложили Дании за остров 100 миллионов долларов в золотых слитках.
При этом Соединённые Штаты – не единственная страна, предпринимающая попытки закрепиться на самом большом острове планеты. Свои интересы здесь имеет и Китай. Пекин надеется, что Гренландия станет частью проекта «Один пояс – один путь». Китайцы непосредственно причастны к добыче редкоземельных металлов на острове: корпорация Shenghe Resources является крупнейшим акционером австралийской компании Greenland Minerals, которая разрабатывает крупнейшее гренландское месторождение Кванефьелд.
Однако на все «покушения» на Гренландию Дания отвечает отказом. Позиция Копенгагена на этот счёт кажется нерушимой, что, впрочем, не исключает сделку в принципе.
В 2009 году Гренландия, находящаяся ближе к Америке, но исторически являющаяся частью Дании, получила расширенную автономию. Теперь власти административной единицы получили право самостоятельно распоряжаться природными ресурсами и влиять на внешнюю политику. При этом в датском правительстве заверяют, что «если Гренландия захочет отделиться, она может отделиться», и никто «не будет держать её насильно».
Именно сепаратизм даёт США, Китаю и другим игрокам реальные шансы усилить свое влияние на Гренландию. Пока что островная экономика не дифференцирована и зависима от ежегодной помощи из Дании. В случае обретения независимости, новоиспечённая страна вряд ли сможет обеспечить себя, а значит, будет вынуждена искать поддержку извне. В этом случае, единственное, что остаётся Вашингтону или кому-либо ещё – вовремя подсуетиться.
С другой стороны, этот фактор сильно тормозит движение автономии к самостоятельности. Жители Гренландии понимают, что страна не готова к независимости, и поэтому не очень активно отстаивают радикальные идеи. И если Нуук выберет путь планомерного развития, то это может серьезно усложнить задачу тем же Соединённым Штатам. Тогда им придётся доказывать, что близкое сотрудничество с ними – выгодно острову. Но, похоже, первые шаги в этом направлении Америка уже делает.