Из-за иголок, Пьерлуиджи Конкутелли, Достоевского и убиенного Усамы бен Ладена
***
Можно протестовать против авторитарности, а можно против вседозволенности, можно против мракобесия, а можно против технологий – много чего можно, но ничего по-настоящему нельзя. Потому что ключ к «настоящему» отливается не из убеждений, а из воли. Но, словно в каком-то магическом сне, пользователи всё равно ищут правильных убеждений, которые, якобы, только и могут всё исправить. Об этом теория. Об этом наезды. Ты неправильных убеждений, поэтому неправ, хотя уместно было бы напомнить, что ты не прав не когда о чём-то мямлишь, а когда просто мямлишь. Значит, за сбивчивым проговариванием нет решительности, онтологии, как нет этого же за криком. Какая разница что исповедовать, если в нужный момент не нашлось хотя бы одного слова или нашлось предательство – вечная ценность, порой заключённая в убеждениях, не возгорелась и потухла. Увы, за фанерой оказалась пустота. Зато сама она склеена из почётного шпона. На правильной фабрике сделали. По такой фанере можно постучать, как по корпусу гитары и услышать приятный, густой звук. Ещё такой звук в груди отдаётся – тоже гудит что-то, надежду оставляет. Это гудят убеждения. Они напоминают тотемические игрушки, овладевание которыми означает овладевание истиной или просто какой-то силой.
Достаточно до конца разобраться в очередном социальном конструкте, как он, подобно артефакту, раскроет всю свою мощь. Это дошедшие до нас отголоски магизма, когда определённое действие, правильно выученное и повторённое, механически рождает определённый отклик. Это популярная политическая акупунктура. Здесь есть свои гуру и свои пациенты. Уколовшиеся спорят, как правильно проставляться (с ног начинать или с головы, прокалывать всё тело, или только задницу), ибо считают, что вонзённая в нужный нерв иголка способна подвигнуть человека на действие. Тогда как двигает, всё же, воля. В неё иголкой не попадёшь. Волевые люди, то есть люди, умеющие поставить цель и сосредоточиться на её достижении, на убеждениях зацикливаются редко. Если надо, они их обходят и совершают страшные вещи, легко противоречащие той позиции, от которой отталкиваются. Также легко волевики изъявляют желание объединиться со своими противниками по убеждениям, лишь бы добиться поставленной цели.
Можно вспомнить итальянского ультраправого террориста Пьерлуиджи Конкутелли, который со временем стал жалеть о том, что общался с «бандой онанистов» по убеждениям, а не объединился вместе с немногими товарищами со своими уличными врагами. Подкова политического спектра смыкается, потому что её концы гнут друг к другу одинаковые воли. Безвольные, полузависимые пользователи, наоборот стремятся погрузиться в поверхностность, объясняя убеждениями выбор причёски, одежды, музыки и тому подобной сущийственности. Им кажется, что прочтение не того автора, а тем более хорошее к нему отношение, будет знаменовать и отказ от убеждений. Раз я весь сосредоточен в убеждениях, значит, любой отход от них приравнивается к отходу от себя, то есть к предательству. Хотя предать можно только то, что есть, а не то, что кажется. Поэтому так ожесточены споры вокруг убежденческих ярлыков – если их правильно развесить, снова будут прочерчены границы, за которые нельзя выходить. Так понятнее, удобнее жить. Так не прикапаются свои. Получается весьма наглядно: есть те, кому нравится только то, что считается своим и есть те, кто может оценить то, что им не нравится. Нормально не любить Достоевского, но трудно не признать его талант. Нормально не любить ислам, но странно не признавать значение и величие Корана. В файлах убиенного Усамы бен Ладена найдены компьютерные игры и фильм «Loose Change», рассказывающий о том, что США взорвали американские спецслужбы. Волевой человек всегда интересуется своим противником. «Мне не нравится и я не согласен, но это красиво, интересно» – важное признание, позволяющее выйти из затхлых убежденческих лабиринтов. Там заплутали пользователи, не желающие до конца соответствовать или до конца преодолевать свои же правила и потому отыгрывающиеся на прикупе – правильной униформе и ультракорректности. И снова в тело входит иголка. Она должна нащупать то, чего нет. Ведь воля не в поджелудочке. И не в свободной от алкоголя печени.
В чём же?
Как, вы ещё не догадались?
Ведь это просто.
В современности трудно встретить пользователя без убеждений. Без них он выглядит голым, отчего старательно драпирует себя в лучших сообществах и подписках. Так он превращается в оператора идеологических программ, регулирующих круг общения и моцион. Но при всей экзотичности современных убеждений, они редко бывают глубокими, интересными и ещё реже доходят до своего экстремума. Это просто способ атомизации, который выдают торчащие во все стороны иголки. Из-за них пользователь не может соприкоснуться с многообразием окружающего. А это всегда горько и скучно.
Ясно то, что нужно уметь видеть красоту в том, что нам не нравится. Нужно принимать то, отчего нам больно. Для этого требуется сильная, чистая, благородная воля. Воля подойти и крепко обнять того, кто истыкан иголками.
Тем и спасёмся.