Слово «импрессионизм» впервые прозвучало как оскорбление — так критик отозвался о работах, выставленных группой художников в Париже в 1874 году. Концепция этих художников казалась бунтарской, новаторской и даже скандальной. Запечатлевая мимолетность повседневной жизни, они уделяли мало внимания деталям, работали широкими мазками и порой даже не смешивали краски. Современники сочли их картины нелепыми набросками.
Проблемы художественного творчества волновали будущих импрессионистов еще в те времена, когда многие из них были студентами двух частных парижских художественных школ, Академии Сюиса и Студии Глейра. Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Поль Сезанн (1839-1906), Альфред Сислей (1839-1899), Фредерик Базиль (1841-1870), Берта Моризо (1841-1895) и Огюст Ренуар (1840-1919) — примерно с 1862 года они регулярно собирались в кафе «Гербуа» в парижском квартале Батиньоль. Вместе с Эдуардом Мане и еще несколькими писателями и живописцами они обсуждали будущее изобразительного искусства.
Юные художники восхищались Мане, уже взбудоражившим артистическое сообщество, изучали опыт барбизонской школы, Тернера, Констебля, художников-реалистов, а также новейшие научные и технические открытия. Изобретение фотографии — и как нового способа работы со светом, и с практической точки зрения — повлияло на них гораздо больше, чем на художников предыдущего поколения. Научная теория цвета, развитие промышленности и технологии, удивительный мир японской гравюры — все это открывало абсолютно новые направления в творчестве.
Несмотря на новшества, введенные императором Наполеоном III, в художественной жизни Парижа продолжала господствовать Академия изящных искусств. Все так же устраивались салон и прочие выставки, а работы для них — выполненные по строгим канонам — все так же отбирали официальные представители академии, и они не собирались подвергать сомнению давно установленные правила. Первыми восстали представители барбизонской школы и реалисты, а вот теперь вызов бросила новая группа художников.
В 1863 году Мане и Курбе представили свои работы жюри салона и получили отказ. В тот год салон отверг беспрецедентное количество картин. В ответ Наполеон объявил, что публика должна иметь право самостоятельно судить о качестве живописи, и был устроен Salon des Refuses («Салон Отверженных»). Многие пришли туда просто посмеяться над неудачниками, но, тем не менее в обществе утвердилась мысль, что искусство может отличаться от официально одобренного стиля, а художник вправе демонстрировать свои работы не только на салоне.
«Для импрессионистов писать с натуры означает не изображать мир, а воплощать свои ощущения» Поль Сезанн
«Акционерное общество»
Художников, собиравшихся в кафе «Гербуа», объединяла общая философия, хотя работали они в совершенно разных стилях. Все они восставали против давления академизма и предпочитали работать на природе. Вдохновленные опытом Мане и историей с «Салоном отверженных», они решили создать собственное объединение, не зависящее от академии.
В 1873 году появилось «Акционерное общество живописцев, скульпторов и граверов», в которое вошли Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Сезанн, Морисо и Дега, а в апреле 1874-го была организована первая независимая выставка. Среди множества язвительных и насмешливых комментариев одной из самых саркастичных стала статья критика Луи Леруа «Выставка импрессионистов», который, описывая картину Моне «Впечатление. Восход солнца», назвал ее неадекватной и бестолковой.
В период с 1874 по 1886 год прошло еще несколько выставок, хотя и не в каждой из них участвовали все члены «Акционерного общества». Постепенно враждебность публики ослабела и работы получили признание.
Теория цвета
Несмотря на различия в стилях и выборе объектов живописи, все импрессионисты стремились придать изобразительному искусству более современный вид. Они начали с того, что вслед за такими мастерами, как Курбе и Делакруа, отказались от замшелых традиций: работали чистыми яркими красками, иногда не смешивая цвета на палитре, многие полотна писали на пленэре, стараясь запечатлеть стремительно меняющиеся краски и освещение. Помимо пейзажей, натюрмортов и портретов, они изображали жанровые сцены, передавая общее впечатление вместо выписывания мельчайших деталей.
Импрессионисты изучали, как выглядят предметы при различном освещении, в разное время суток и под воздействием атмосферных явлений, а потом пытались воспроизвести эти эффекты на холсте. Темные тона они составляли из смешения разных чистых оттенков, опираясь на новейшие физические теории. Например, использование укрывистых красок позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности; цветные, а не серые светотени создавали «мерцающий» эффект. Широко использовали дополняющие цвета (те, что расположены на противоположных концах спектра), поскольку, положенные рядом на холст, они усиливали друг друга; часто изображали отраженный цвет (попадающий на объект от окружающих предметов).
Итак, объединяла импрессионистов общая идеология, хотя стили их порой серьезно различались. Эдгара Дега (1834-1917), к примеру, считают импрессионистом; он почти не писал пейзажей, но участвовал в выставках вместе с остальными и всегда рисовал с натуры, черпая вдохновение в фотографии и японской гравюре. Не обращая внимания на неприязнь окружающих и критиков, импрессионисты продолжали работать и уже к 1880-м были признаны как главные представители передового искусства Европы.
Японская гравюра
В 1854 году, после почти 250-летнего перерыва, Япония возобновила контакты с западным миром. Европейские художники, особенно французские, пришли в восхищение от японского искусства. Все японское вошло в моду, и многие импрессионисты, потрясенные чистотой колорита и оригинальностью композиций, коллекционировали гравюры укиё-э. В их работах можно заметить влияние японских идей.
Искреннее искусство
Отвергая академические традиции, Моне и другие импрессионисты полагали, что их творчество является более искренним, чем официальное искусство. Они были согласны с тем, что стремятся уловить и передать «впечатление», то есть чувство, которое они испытывают, наблюдая окружающий мир. Эти впечатления включали в себя и мерцание света, которое воспринимает глаз, когда мы рассматриваем предметы.
В отличие от представителей академизма импрессионисты изображали обычных людей, своих современников, в обычных занятиях и при этом не скрывали особенностей своей техники. Они избегали всяческого символизма, дабы зритель не пытался «прочесть» скрытые смыслы, а просто воспринимал картину как зарисовку одного из мгновений жизни.