Во второй половине XIX века художники все чаще открыто выступали против консерватизма и академического подхода в живописи. Их гораздо больше интересовала реальная действительность, а не чувства и воображение. Они отвергали замысловатые сюжеты академизма, неоклассицизма и романтизма, точно и объективно передавая образы повседневности.
Художники, отвергавшие многолетние традиции, в глубине души были, безусловно, подлинными революционерами. Они верили в научные открытия, технические достижения и права человека — особенно актуальными эти понятия стали после революции 1848 года во Франции. Одна из главных претензий к академической живописи была в том, что сюжеты ее не имели никакого отношения к жизни большинства людей. Реализм же заключается в стремлении художника изображать повседневную жизнь своих современников. Живопись, представляющая общеизвестные сюжеты и предметы, стала своего рода борьбой за права человека.
Барбизонская школа
Впервые реализм как явление возник в работах англичан Тернера, Констебля и прерафаэлитов. Написанные с натуры, живые и реалистичные картины вдохновили их французских коллег, первыми из которых стали художники так называемой барбизонской школы. Приблизительно с 1830 года они работали в лесу Фонтенбло под Парижем, неподалеку от деревни Барбизон. И хотя до середины 1860-х их творчество не вызывало активного интереса, живопись «enplein air» («на открытом воздухе»), в противовес студийным полотнам, превратила пейзаж в один из ведущих жанров. Самые известные барбизонцы — Шарль-Франсуа Добиньи (1817-1878), Теодор Руссо (1812-1867), Камиль Коро (1796-1875), Констан Тройон (1810-1865), Нарцисс Диас де ла Пенья (1807-1876).
Вдохновляемые идеями барбизонской школы, опираясь на новейшие научные достижения, реалисты создали собственный оригинальный метод, отличающийся от подходов академической школы. Они старались изображать объекты в точности как их видит человеческий глаз. Не придавая особого значения техническим уловкам, вроде крошечных, тончайших мазков кистью или едва заметных оттенков цвета, основной задачей художники считали реалистичность, вплоть до сохранения восприятия двумерности холста.
Демократическое мировоззрение определило и темы картин — крестьяне за работой, пейзажи, жанровые сцены. Шокирующие традиционалистов образы рабочих и крестьян, суровая реальность бедности и нищеты представляли современную жизнь без прикрас. Это настолько отличалось от привычных парадных портретов, исторических полотен, мифологических аллегорий академического искусства, что публика поначалу вознегодовала, не желая оказаться лицом к лицу с правдой жизни. От искусства ждали совершенно иного. Но на смену идеалам красоты пришли картины живые настолько, что не оставляли зрителю возможности бежать в иллюзорный мир художественных образов. Прежде даже бедность изображали в романтических интонациях, но реалисты отказались от любых попыток приукрасить действительность. Академия оскорбилась — работы реалистов были официально объявлены обдуманной омерзительной провокацией.
«Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я нарисую его» Гюстав Курбе
Фотография
С изобретением в 1839 году фотографии вспыхнули споры о целях и сущности живописи. Многие предполагали, что технические новшества вытеснят традиционные виды искусства, но, напротив, это привело к появлению новых художественных идей. В частности, художники-реалисты полагали, что повседневная жизнь с точки зрения искусства привлекательна сама по себе, а фотография может стать дополнительным элементом в их творчестве. Беспристрастно изображая ту реальность, что они видели вокруг себя, реалисты выступали против академических канонов и одновременно создавали новые подходы, благодаря которым искусство становилось частью жизни всего общества, а не только избранных представителей элиты.
«Живопись — это очень конкретное искусство, оно состоит из реальных, конкретных вещей... предметы несуществующие, абстрактные, невидимые не могут быть объектом живописи» Гюстав Курбе
Le Realisme
В 1855 году работы Гюстава Курбе (1819-1877) были отвергнуты жюри Всемирной выставки в Париже, крупнейшего события, организованного в честь нового императора Наполеона III. Тогда Курбе на собственные средства построил неподалеку «Павильон Реализма», где и выставил собственные работы. Выполненные на полотнах громадного размера, как того требовали академические правила, сами изображения представляли собой полную противоположность общепринятым канонам.
Вместо исторических, библейских или мифологических сюжетов — страстные, выразительные и откровенно скандальные картины. Даже техника художника казалась заурядной и плебейской: он словно наносил краску на холст мастихином. Вместе с художественным критиком и писателем Шамфлери (1820-1889) они написали манифест под названием «Реализм», который раздавали всем посетителям выставки. Выдающимися художниками-реалистами были Милле, Роза Боннер (1822-1899), Оноре Домье (1808-1879), Жюль Бретон (1827-1906), Эдуар Мане (1832-1883), американцы Томас Экинс (1844-1916) и Винслоу Гомер (1836-1910).
К реалистическому направлению в живописи можно отнести творчество и английских пейзажистов, и прерафаэлитов. Реализм — это в большей степени новизна идей и изменение традиционных подходов, чем единое художественное направление. Многие авторы начинали с реализма в своем поиске новых форм и концепций.
Социальный бунт
После Франко-прусской войны 1870-1871 годов революционеры попытались захватить власть и построить некое подобие государства всеобщего равенства. Они назвали свое детище Парижской коммуной, но вскоре она была уничтожена властями Франции. Курбе, как один из активных сторонников коммуны, был арестован, что должно было стать демонстрацией восстановления законной власти.
«Вечерняя молитва»
Мужчина и женщина читают «Анжелюс», молитву в память о Благовещении. Они услышали церковный колокол и прервали свою работу ради молитвы. Рядом лежат вилы для выкапывания картошки, корзина, мешки и тачка. Сюжет картины навеян детскими воспоминаниями; Милле, художник-реалист, представитель барбизонской школы, хотел показать обычную крестьянскую жизнь. Реалисты в стремлении изображать подлинную реальность, избегая всяческой фальши, не придерживались единого стиля, поэтому полотна Милле так сильно отличаются от работ Курбе.