Подростковое одиночество, что называется, классика жанра. Если смотреть изнутри, именно оно, по сути, и отличает подростка от ребёнка, каким он совсем недавно был. Тут сразу всё: и поиск друга, и бесконечная рефлексия, и размышления о том, чему посвятить жизнь. Раскрываем карты: одиночество - оно как мотор для человека. То самое чувство, которое заставляет действовать, становясь самими собой. Три книги в нашем обзоре - об этом.
Фрида Нильсон. Джаггер, Джаггер!
Гомерически смешная и прямо-таки решительная сказка о подростке-изгое и его странном друге, бродячем псе Джаггере. Мы все думаем: как похоже на Карлсона! Не иначе, как выросший читатель шлёт свой привет Астрид Линдгрен! Но разница есть. Бенгт постарше Малыша и переживает то самое подростковое одиночество. Помните, как Малыш просил собаку? Эта тема приобрела совершенно неожиданный поворот: кажется, здесь собака, Карлсон и вообще желание иметь друга воплотились в одном герое. Вот он: Пёс - нищий побирушка с клетчатой сумкой на колёсиках, в которую он складывает всякое добро с помойки. Джаггер ведёт себя, как человек, мечтает обрести дом (хотя и говорит, что нет) и пытается выглядеть круто. Бенгт - полноватый, робкий, тот самый “хороший мальчик”, которого учили, что “проблемы решают словами, а не кулаками”. Бенгт даже старается не выходить лишний раз во двор, потому что там над ним издеваются.
Ну, а Джаггер другое дело. В духе Карлсона он устраивает разные смешные “недоразумения” обидчикам Бенгта (а сам прячется за его спиной). Бенгту, как и Малышу, приходится отдуваться. Но Джаггер как раз и хочет, чтобы Бенгта считали автором всего творящегося. Как и Карлсон, Джаггер ноет, капризничает, давит на жалость и упрекает своего друга в эгоизме, жадности и так далее. Но не говорит одного. Проблема – настоящая! – в том, что за добропорядочными принципами слишком легко прятать собственную трусость. И это она превращает жизнь Бенгта в ад. Она, а не что-то другое. Ничего подобного Джаггер не говорит, а создаёт своему новому другу такую репутацию, что теперь, хочет того Бенгт или нет, прежние обидчики его боятся, а самому ему ничего не остаётся, как начать другую, новую жизнь. В которой больше не будет одиночества. Это уже невозможно.
Фрида Нильсон. Джаггер, Джаггер!
Али Бенджамин. Доклад о медузах
А в этой повести – на этот раз о двенадцатилетних девочках – события развиваются совсем по-другому. Дружба Зу и Фрэнни не выдерживает испытания взрослением. Обе девочки совершают предательство, каждая на свой лад. Но именно так, оказавшись в положении изгоя, Зу становится самой собой. Расследование обстоятельств гибели Фрэнни, в которой она винит себя, заставляет её осмыслить собственные поступки и поступки бывшей подруги. День за днём она восстанавливает события и размышляет над ними. Ядовитые медузы, от укуса которых, как думает Зу, погибла подруга, превращаются из подозреваемых в блестящую метафору жизни и смерти. Медузы причиняют зло без всяких злых намерений, просто проплывая мимо. Они хранят вечную молодость. Они могут жить вечно. И вот он, секрет вечной молодости и вечной жизни: медузы не чувствуют боли. Те, кто не ощущает боли, не ощущает и радости. Жизнь и смерть всегда рядом. Те, с кем ни разу не случилось несчастья, никогда не станут счастливыми. Невыносимая душевная боль заставит замкнутую Зу говорить с людьми, просить у них помощи – но и вдохновляться ими. Обжечься о равнодушных, но стать счастливой с теми, кто по-настоящему близок.
Али Бенджамин. Доклад о медузах
Нина Дашевская. Тимофей: блокнот/Ирка: скетчбук
А вот это - книга-перевёртыш. С одной стороны - мальчик, с другой - девочка. Тимофей пишет и он в семье старший, Ирка рисует и переживает взросление любимого старшего брата, и они даже не встретятся. И всё-таки жизни этих подростков связаны: как раз тем ощущением одиночества, когда кажется - ты один на свете. Неслучайно в сказке, которую пишет Тимофей, одинокий-одинокий человек живёт на краю земли. Но это же Нина Дашевская! В её книгах обязательно есть гармония - которой так нам всем не хватает. И обязательно окажется, что всё в порядке. Просто когда человек взрослеет, ему кажется, что его никто не понимает. Да он ведь и сам не очень-то понимает окружающих! А вот когда начинает понимать кого-то кроме себя - вот тогда и становится взрослым.
Нина Дашевская. Тимофей: блокнот/Ирка: скетчбук