На прошлой неделе Forbes написал о громком крахе американского стартапа ScaleFactor. И это довольно смешно. Зная мою любовь к новым технологиям в бухгалтерии, мне только ленивый не прислал ссылку на эту статью. Перескажу ее здесь.
Как-то в Телеграм я рассказывал о канадском стартапе Bench и цитировал его основателя, который признался, что в первой версии "технологичной бухгалтерии" он вел учет для клиентов в Excel. При этом клиенты думали, что их бухгалтерия предельно автоматизирована. Эти ребята пошли дальше.
В 2014 году ScaleFactor предложил рынку продукт, который сочетал классическую бухгалтерию с управленкой. На старте с клиентом проводилась развернутая консультация, на основе которой создавались правила для искусственного интеллекта. На основе полученных данных о специфике бизнеса клиента роботы классифицировали транзакции. Благодаря этому финансовую картину бизнеса можно было видеть в онлайн-режиме, а не после окончания отчетного периода. Все как я люблю.
Под эту идею основатель ScaleFactor Курт Ратманн привлек в 2017-2019 годах около $100 млн от венчурных фондов Canaan Partners, Coatue Management и Bessemer Venture Partners. Компанию оценивали в $360 млн. А вот клиенты были недовольны сервисом. Стали появляться комментарии о многочисленных ошибках в учете, которые приводили к потерям денег клиентами. Заявленная оперативность тоже не соблюдалась. Клиенты начали требовать компенсаций.
ScaleFactor пыталась найти новые инвестиции, чтобы компенсировать отток клиентов. При проведении дью-дилидженс один из потенциальных инвесторов обнаружил, что в компании есть большая команда менеджеров по работе с клиентами. При более тщательном исследовании выяснилось, что это были обычные бухгалтеры. Часть работала в центральном офисе в Остине, остальные были филиппинскими аутсорсерами. Из собственного софта у ScaleFactor был только таск-менеджер для распределения задач между сотрудниками.
В январе 2020 года Ратманн объявил, что ScaleFactor переходит к модели биржи, которая будет связывать бухгалтеров с клиентами. Но репутация была испорчена. В июне ScaleFactor сообщил, что уволит около 100 сотрудников с трехмесячным выходным пособием и вернет средства инвесторам.
Мораль: нельзя позволять маркетингу убегать далеко вперед производства!
Ставьте лайк, если хотите больше историй о бухгалтерских стартапах. Не все они похожи на ScaleFactor - есть ребята с реальными инновациями. И подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!