Найти тему
Беерот Ицхак

Глава Экев — Трактат за десять минут

«Если, внимая, будете соблюдать все эти заповеди, которые Я велю вам, будете исполнять их…» (Дварим, 11:13).

Известны слова Раши: «Соблюдайте и исполняйте: “соблюдайте” – это изучение, а “исполняйте” – это действие». Если так, зачем нужно повторение «внимая, соблюдать» (шамоа тишмеу)?

Объясняет Сифри: «Сказал раби Шимон бар Йохай: приведем пример. Были два брата, которые использовали капитал после своего отца: один получал динар и проедал его, а другой получал динар – и откладывал. Тот, кто все проедал, в итоге остался ни с чем, а тот, который откладывал, через некоторое время разбогател. Так и мудрец, который учит две-три вещи в день, две-три главы в Шаббат, через какое-то время становится богатым (мудростью). И о нем сказано: “Богатство… собранное по крупицам, умножится” (Мишлей, 13)».

Как-то раз ко мне подошел один аврех и представился: он живет в Бней Браке, а служит раввином в одной синагоге в Рамат Гане. На следующей неделе они хотят устроить большую трапезу по поводу окончания изучения трактата, и даже с музыкой, как положено, и он просит меня прийти и сказать несколько слов в честь Торы.

«Конечно, — говорю, — если Всевышний пожелает, обязательно приду. А какой трактат вы закончили?»

Он отвечает: «Таанит».

Ну, знаете ли… Устраивать такой шум – музыку, трапезу и торжественные речи – из-за окончания одного из самых коротких и легких трактатов Талмуда? Тридцать листов, большая часть которых – это агадот (истории)? Ладно бы взяли трактат Шаббат, содержащий более ста пятидесяти листов и сложные законы Шаббата. Или Ктубот, в котором обсуждается множество разных тем, или еще что-то подобное. Но Таанит? [Прим. ред. Рав Галинский имеет в виду более поверхностный стиль изучения, обычно принятый на уроках для людей, которые не посвящают себя Торе. Однако основательное изучение трактата Таанит требует кропотливой работы. Особенно это касается агадот, в которых заключена скрытая часть Торы.]

«И сколько же времени вы учили этот трактат?»

«Семь лет», — отвечает.

Семь лет?! Я не ослышался?!

«Это что — ежемесячный урок?» – спрашиваю из вежливости. Честно говоря, даже если ежемесячный, – в семи годах около девяноста месяцев, получается две трети страницы за урок, да еще и агадот

«Нет, — говорит, — еженедельный».

«Еженедельный?!» И ради этого устраивают праздник? Да нужно было бы устроить собрание, поучить о том, насколько отрицательно качество лени!

И тут он продолжает:

читать дальше