Опрос показал, что 52% населения Латвии поддерживают чествование легионеров СС. Историк полагает, что такое отношение общества – результат работы госпропаганды.
Формирование положительного взгляда на роль латышских легионеров Ваффен СС в истории страны и рост поддержки организации памятных мероприятий в их честь обусловлены многолетним воздействием пропаганды. Правящие политики формировали у общества, в том числе у латвийской молодежи, "новый" взгляд на историю. Такую точку зрения высказал в разговоре с Baltnews латвийский историк Игорь Гусев.
"Очевидно же, что на протяжении последних 25 лет идет последовательная и основательная государственная пропаганда, которая осуществляется в школах, даже уже в детских садах. Мы знаем, что есть прецеденты, когда приезжали активисты национально-радикального движения, и уже в детском саду рассказывали о том, какие они "замечательные, бравые парни". То есть естественно, что эта пропаганда велась на государственном уровне. И она приносит свои плоды", – пояснил он.
Историк отметил, что пропаганда идет по двум направлениям: с одной стороны формируют героический образ латышского легиона Ваффен СС, а с другой стороны идет "демонизация" советского периода. Усугубляет проблему замалчивание отдельных эпизодов истории.
"Например, о таком явлении, как Холокост, и об активном участии в уничтожении еврейского населения вот этих самых латышских патриотов, многие из которых потом служили в легионе СС", – указал он.
Еще один немаловажный фактор – смена поколений. По сравнению с 1999 годом количество тех, кто считает приемлемыми мероприятия в честь легионеров, увеличилось, а число тех, кто категорически против, достигло минимума в 16%.
"Уходит старшее поколение, которое еще обладало каким-то адекватным кругозором, мнением. Помнили старое время, могли сравнивать, могли как-то здраво рассуждать. Они уходят из этого мира, и вот именно за счет того, что выросло активное молодое – не очень образованное, не очень разумное, не очень, я бы сказал, адекватно оценивающее исторические факты поколение. Оно сейчас вошло в этот мир, и, естественно, оно рулит всеми этими опросами", – считает историк.
Гусев не исключил, что статистику результатов могли подогнать под транслируемую правящей коалицией точку зрения. Тем не менее работа, которая ведется в образовательных учреждениях по формированию определенных взглядов у подрастающего поколения, не может не дать результат.
"Я ничему не удивляюсь, не удивлюсь и тому, что какой-то процент населения, безусловно, подтасовали. В наше время, когда понятие чести и совести отменено за ненадобностью, можно ожидать чего угодно, но я в то же время вполне допускаю, что та позиция, которая транслируется через преподавание истории в школе, имеет немало сторонников. <…> Легионеры как борцы за свободу и независимость Латвии – это достаточно стойкий стереотип", – пояснил историк.
Напомним, что ранее руководитель организации Арнис Кактиньш в Twitter опубликовал статистику ответов опрошенных респондентов за четыре года: 1999, 2009, 2014 и 2020. Согласно этим данным, 52% всех опрошенных поддержали позицию: "Я считаю, что латышских легионеров надо чествовать". 20% респондентов полностью согласны с утверждением, еще 32% – скорее согласны.
Перевод : "Так выглядит отношение общества к легионерам на временной оси. В этом году немногим больше тех, кто считает, что латвийских легионеров следует чтить, чем 20 лет назад (52% сейчас против 46% в 1999 году). 32% в настоящее время отрицательно относятся (38% в 1999 г.)."
Перевод : " Так выглядит отношение общества к легионерам на временной оси. В этом году немногим больше тех, кто считает, что латвийских легионеров следует чтить, чем 20 лет назад (52% сейчас против 46% в 1999 году). 32% в настоящее время отрицательно относятся (38% в 1999 г.)."
Кактиньш указал, что за прошедшие 20 лет процент сторонников чествования эсэсовцев увеличился.
При этом число респондентов, которые категорически не поддерживают подобное, достигло своего исторического минимума – 16%. В 1999 году их было 20%. Еще около 32% респондентов высказались против мероприятий в честь эсэсовцев, но не так категорично. Отметим, что в 1999 году таких латвийцев было 38%.