Найти в Дзене
александр даниленко

Почему евреи такие умные?

Множество выдающихся мыслителей еще с периода Средневековья задумывались над тем, почему же именно еврейская нация смогла достичь поразительных успехов в финансовой, торговой, научной сферах, а также в различных искусствах. Своя позиция по данному вопросу имеется и у американских экономических историков Маристелла Боттичини, и Цви Экштейна, которые посвятили этой теме книгу, получившую заинтриговывающую наименование «Немногие избранные». Сразу хочется оговориться, авторы не утверждают, что все евреи умные или умнее всех остальных, но с голой статистикой сложно спорить. Когда говорят, что более 20% Нобелевских лауреатов, более 40% чемпионов по шахматам или 60% самых богатых американцев - это евреи, невольно задаешься вопросом: почему евреи такие умные? Американские исследователи выдвинули такую гипотезу. Они считают, что основополагающая причина успешности представителей еврейской нации – это тотальная грамотность и жгучее желание получения знаний. После того как был разрушен Второй

Почему евреи такие умные?

Множество выдающихся мыслителей еще с периода Средневековья задумывались над тем, почему же именно еврейская нация смогла достичь поразительных успехов в финансовой, торговой, научной сферах, а также в различных искусствах. Своя позиция по данному вопросу имеется и у американских экономических историков Маристелла Боттичини, и Цви Экштейна, которые посвятили этой теме книгу, получившую заинтриговывающую наименование «Немногие избранные».

Сразу хочется оговориться, авторы не утверждают, что все евреи умные или умнее всех остальных, но с голой статистикой сложно спорить. Когда говорят, что более 20% Нобелевских лауреатов, более 40% чемпионов по шахматам или 60% самых богатых американцев - это евреи, невольно задаешься вопросом: почему евреи такие умные? Американские исследователи выдвинули такую гипотезу. Они считают, что основополагающая причина успешности представителей еврейской нации – это тотальная грамотность и жгучее желание получения знаний. После того как был разрушен Второй Храм, основным условием выживания иудейства стало обучение евреев грамоте, которая была необходима, чтобы читать и изучать Тору.

До разрушения Храма в основе иудейской религии лежали, прежде всего, храмовые ритуалы. Однако далее духовными лидерами стали не священнослужители (коэны), а раввины, также истолкователи Святого Писания. По мнению американских экономистов, дом учения (бейт-а-мидраш) сменился Святым Храмом (Бейт-а-Микдашем). С того периода базовым принципом существования иудейской религии стало чтение и освоение Торы.

В обязанность мужчинам-евреям входило обучение собственных детей чтению и письму. Таким образом, массовая грамотность, которая явилась поистине прогрессивным шагом в малообразованном мире, способствовала впоследствии преуспеванию иудеев в финансовой, коммерческой сферах, иных видах деятельности, которые требовали образованных людей с навыками чтения, письма, счета.

В принципе, данные факты хорошо известны, однако далее Экштейн и Боттичини рассуждают менее банально.
Еврейскому семейству, которое хотело обучить ребенка грамоте, необходимо было вложить в него очень большие по тем временам средства. Учитывая то, что после разрушения Второго Храма евреи, в основной своей массе, были крестьянами, испытывавшими огромные лишения, им необходимо было выбрать одно из двух: испытать финансовые потери, но остаться преданным своей исконной религии, или, «сэкономив», отказаться от иудаизма.
Еврейская история показывает, что в III-VI веках, в так называемую талмудическую эпоху, четко обнаружились две установки. Первая проявилась в усилении грамотности еврейского народа, вторая – в значительном уменьшении его численности из-за перехода в иные религии, главным образом, в христианскую веру. Об этом свидетельствуют такие цифры общего количества представителей данной нации в мире: 65 г. н.э. – 5,5 миллионов, 650 г. – 1,2 миллиона. Безусловно, на сокращение еврейского населения оказывали влияние многие причины: военные действия, эпидемии, погромы, преследования и т.д. Но все-таки главным фактором уменьшения его количества было именно вероотступничество.
Особое значение для еврейской истории имело появление ислама. Мусульманский халифат, охватывавший земли от Китая до Испании, была объединен единой религией, арабским языком, общими законами. Возвышение империи стало тем толчком, который позволил развить торговлю, ремесла, увеличить долю городских жителей. Все это обусловило потребность в грамотных работниках. Данную нишу и заняли евреи. Представители этой нации в Месопотамии, Персии, в 750 – 900 годы (а это 75% всех евреев мира) перестали трудиться на сельхозработах и отправились в большие города, чтобы заняться более прибыльным трудом, требовавшим грамотности. Кстати, эта радикальная перемена случилась раньше, чем запрещение евреям во многих государствах иметь собственную землю, занимаясь на ней сельским хозяйством.
Экштейн и Боттичини в своей монографии неординарно и смело ответили на вопрос, почему же главными профессиями еврейской нации стало банковское и торговое дело, медицинская и научная отрасль. Они считают, что это произошло благодаря массовой грамотности представителей еврейского народа, которая оказалась исходным пунктом решающей роли евреев в экономическом развитии ранних мусульманских государств, а впоследствии – западноевропейских стран, иных регионов.

Американские исследователи также отмечают солидарность, сплоченность еврейской нации, проживающей на различных континентах, ее социальную мобильность. Этим они объясняют ее фантастический успех в финансовой и кредитной сферах деятельности. Недаром ростовщичество в XII-XIII столетиях вышло на первое место среди занятий евреев в Германии, Франции, Англии, получило активное распространение в странах, расположенных на Пиренейском полуострове.
Существенное влияние на еврейскую историю оказало еще одно значительное событие – нашествие орд Чингисхана на европейские и ближневосточные земли. Вторжение воинственных монголов в Месопотамию и Персию произошло в 1219, а спустя без малого 40 лет они завоевали столичный город халифата Багдад.

Результатом нашествия стал упадок городской экономики когда-то могучего государства, из-за чего множество резко обедневших евреев, живших в Сирии, Египте, Месопотамии, Персии, вынуждены были перейти в исламскую религию, отказавшись от родной веры. Данные процессы привели к сокращению еврейского населения в мире. Своего минимума оно достигло к концу XV столетия. Приведя в пример монгольское вторжение, американские экономические историки продемонстрировали, что процесс, который они описали, может как прогрессивным, так и регрессивным.
Презентация книги Цви Экштайна и Маристеллы Ботичини "Избранное меньшинство"

Из сайта депутата Израильского парламента Марины Солодкиной - доктора экономики, доцента

На этой неделе я была приглашена на презентацию книги профессора Цви Экштайна в Междисциплинарный колледж в Герцлии. Профессора Цви Экштайна знаю с 90-х годов. Он был автором ваучерного проекта для инженеров -олим, предложенного правительству Рабина, но , к сожалению, отвергнутого им, что отрицательно сказалось и на судьбе репатриантов- инженеров, и на промышленном развитии Израиля, а еще больше на политических перспективах партии Труда, которая несколько десятилетий не получает русские голоса и не понимает, почему?

До самого последнего времен проф. Экштайн был заместителем Стенли Фишера, председателя Израильского банка. А сейчас является деканом экономического фвкультета в Герцлийском колледже. В этом качестве он написал вместе с итальянским историком Маристеллой Ботичини книгу по экономической истории еврейского народа в период от разрушения римлянами ( так и хочется нехорошо выругаться) Второго храма и до 1492 г. ( год изгнания евреев из Испании).

На презентации было много народу: академическая общественность, студенты, представители канцелярии главы правительства, проф. Мануэль Трахтенберг (тот самый автора одноименного плана). Книга вначале была издана на английском языке в Принстонском университете в серии the Prinston Economic history of the Western World в 2012 г., и сразу получила титул Лучшей Национальной Еврейской книги, а сейчас переведена на иврит.

Для меня презентация была особенно значимой, так как я 16 лет преподавала экономическую историю мира в Московском Финансово-экономическом институте, а в перестройку и на экономическом факультете Московского Университета. Проф Экштейн прочел получасовую лекцию о главных идеях книги, а Маристелла , как видно, не смогла приехать из своего Миланского университета. По трудам видно, что она асс в средневековой истории еврейских общин Европы.

Главная идея книги в том, что после подавления восстания Бар-Кохбы раввинами было принято судьбоносное решение, что евреем является тот, кто учит своих детей (мальчиков)читать Тору, писать на иврите, а поэтому еврейские общины в любом месте мира содержат учителей, раввинов и строят батей- кнессет (синагоги). Это привело к повсеместной грамотности еврейских мужчин со второго- третьего веков нашей эры. А это в свою очередь, способствовало уходу в города, занятиям торговлей, ремеслом, банковским делом и расселению от Междуречья в огромных почти миллионных общинах на территориях современных Ирака, Ирана, Северной Африки, Италии, Испании, Германии, Богемии. Приведенные в книге карты общин, насчитывающие по 10 тысяч человек, захватывают дух, когда читаешь названия городов от Вавилона и Ниневии в 6 веке и до Каира, Александрии, Марселя и Нарбонны в 12 веке.Читаешь, содрогаясь, о разрушении монголами ( татаро-монголами) цивилизаций вместе со всем городским населением , включая евреев, на Среднем Востоке и в Средней Азии.

Но снова к вопросу, что более 20% Нобелевских лауреатов, более 40% чемпионов по шахматам или 60% самых богатых американцев - это евреи, невольно задаешься вопросом: почему евреи такие умные? А в синагоге вообще одни евреи. И этому никто не удивляется. Так и Нобелевский комитет, так и шахматы, а о банкирах, просто говорить неохота. Не в обиду еврейской нации – в большинстве случаев в дополнение к уму у евреев присутствует неограниченное ничем нахальство. А создание шедевра из ничего – это тоже нахальство с умением. Нормальный человек постыдился бы, если его черный квадрат назвали шедевром. Но это крайность. А картины Марка Шагала? А многие научные теории, которые не выдерживают серьезной научной критики…

Словом, нация, как нация, имеющая свои особенности дружно охмурить тех, кто к ней не относится. Подобное можно наблюдать у цыган, когда они дружно и нахально облапошивают простаков.

Моя украинская нация тоже имеет свои особенности, в том числе и резко отрицательные. Только о нас мог появиться анекдот, про вагон надкусанных яблок. И все же можно даже гордиться тем, что где прошел хохол, там еврею делать нечего. А что касается анекдотов, то ни одной нации не посчастливилось иметь такое их количество. Вот там и отражены все особенности этого «умнейшего, избранного» народа.