Найти в Дзене
Критическое мышление

В защиту чайлдфри

Кто такие чайлдфри? Детоненавистники, жертвы плохого обращения в детстве, жадные эгоисты, ведущие бессмысленную жизнь, борцы с перенаселением планеты? Послушаем мнение, а ссылку на источник (англ.) вы найдёте в конце.

  • Люди, решившие не заводить детей, не ненавидят детей.

Многие работают с детьми в образовательных учреждениях или волонтёрами с детьми в своих общинах. Многие другие любят проводить время со своими племянницами, племянниками и детьми близких друзей. Многие по-прежнему просто безразличны к детям, а меньшинство из них старается изо всех сил избегать их, что отнюдь не является синонимом желания причинить им вред. Фактически, разочарование и гнев, которые могут присутствовать у добровольно бездетных, чаще всего направляются на безответственных родителей, а не на самих детей.

Точно так же родители не обязательно любят детей, кроме своих собственных, и, к сожалению, слишком часто, даже не любят и собственных. Идея о том, что родители по умолчанию обладают внутренней любовью к своим детям, далека от истины. Большинство людей, родители или нет, ставят в приоритет самих себя и своих близких, что не является ни добродетельным, ни злым, а просто мирским путём.

Негативное суждение о бездетности непропорционально сильно направлено на женщин. Обычно говорят, что женщины от природы материнские и заботливые, и что в женщинах чайлдфри есть что-то морально неполноценное, что лишь увековечивает архаичные гендерные роли, которые мы, как общество, якобы пытаемся перерасти.

  • Люди, решившие не заводить детей, пришли к своему решению не потому, что с ними плохо обращались или ими пренебрегали в детстве.

На первый взгляд, это логичное предположение, но оно неверно, если принять во внимание количество людей (опять же, к сожалению, слишком большое), которые стали родителями именно потому, что их детство было трудным и они надеются доказать миру, своей семье и себе самим, что могут сделать иначе.

Так же, как моя неприязнь к луку не является результатом травмирующего детского опыта с луком, мое отсутствие желания иметь детей имеет мало общего с моими родителями, которых я люблю и которые подарили мне прекрасное детство.

  • Люди, которые предпочитают не заводить детей, не эгоистичны.

Эгоизм часто ассоциируется с паразитизмом и злым умыслом, но внутренне не связан ни с одним из них. Собственный эгоизм или личный интерес — это просто действие в соответствии с собственными интересами или желаниями. Когда я покупаю новую одежду, ем мексиканскую еду или читаю роман, я проявляю эгоизм в самом простом, наименее уничижительном смысле этого слова — делаю или приобретаю вещи, которые доставляют удовольствие.

Это не взгляд гедониста. Выполнение более сложных действий ради «более глубокого» чувства выполненного долга или «смысла» точно также попадает в категорию эгоизма.

Гипотетической сущности ничем не отказывают в том, что она не рождается, поэтому решение не иметь детей является эгоистичным только в том смысле, что сделано на основе личного желания или его отсутствия.

Поэтому столь же эгоистично (возможно, даже в большей степени) иметь детей — решение, которое так же принимается с целью удовлетворения личного желания.

В конце концов, дети не просят собственного рождения. Родители заводят детей для радости, которую, по их мнению, они получат от этого опыта. После рождения ребенка весь труд и самопожертвование, характерные для воспитания детей, не являются самоотверженными, а являются выполнением взятого родителями обязательства. Другими словами, заботиться о детях, которых вы привели в этот мир — это просто ответственность, а не добродетель.

Можно также возразить, что иметь биологических детей эгоистично и нарциссично, учитывая легионы нуждающихся детей в беднейших семьях, не говоря уже о глобальном демографическом и экологическом кризисе. Но даже самый «благородный» родитель, скажем, усыновивший нескольких детей, ведет себя так же эгоистично, как и все мы — ведя жизнь, которая, как мы думаем, сделает нас наиболее счастливыми.

  • Люди, решившие не заводить детей, не ведут бессмысленную или лишённую любви жизнь.

Тот факт, что бездетные люди не испытывают особой формы любви, которую родители (должны) испытывать к своим детям, не означает, что первые не имеют представления об «истинной» любви. Это сыновья и дочери, братья и сестры, тёти и дяди, друзья, партнеры и супруги. Они полностью способны к широкому спектру человеческих эмоций и переживаний, включая сочувствие, привязанность, сострадание, близость и любовь во многих её формах.

Что касается того, что жизнь без детей пуста и бессмысленна — люди, бездетные по обстоятельствам, могут иногда так думать. Но люди, которые не хотят иметь детей, ни в коем случае не сидят без дела и не «валяются». Существует множество путей самореализации, включая, помимо прочего, работу, отношения, путешествия, общественные работы, личные интересы и хобби, духовные поиски и так далее.

  • Люди, решившие не заводить детей, не являются незрелыми, «мелкими» или одержимыми богатством.

Финансовые соображения, безусловно, влияют на решение иметь детей или нет, но предположение, что бездетные люди являются чрезмерно материалистическими искателями удовольствий, безосновательно. Хотя верно то, что уровень образования и дохода обратно пропорционален размеру семьи, особенно для женщин, бездетные люди сильно различаются по своему происхождению, образу жизни и социально-экономическому статусу.

Жизнь без детей может быть менее «затратной» из-за стрессов, но у бездетных людей есть личные или профессиональные обязанности. Обвинение в «уклонении от ответственности» странно и при более внимательном рассмотрении свидетельствует о зависти. Родители, которые не заботятся о своих детях должным образом, реально безответственны. Тот, кто предпочитает не заводить детей, не является безответственным в силу того, что не создаёт для себя обязательств.

Что касается тех, кто остается бездетным, чтобы наслаждаться более высоким качеством жизни, они вполне вправе тратить свои кровно заработанные деньги по своему усмотрению, а остальные могут им лишь завидовать.

  • У людей, решивших не заводить детей, нет причин для брака или безбрачия.

Брак и дети неразрывно связаны по очевидным социальным и культурным причинам, но явно существует матрица возможных комбинаций или их отсутствия. Так же, как существуют не состоящие в браке родители, существуют супружеские пары, которые не являются родителями.

И всё же «зачем жениться, если у тебя нет детей?» это распространённый рефрен. Брак имеет юридические и финансовые последствия для его участников, и существуют сотни прав и обязанностей, от налогов до медицинского страхования и владения собственностью, которые можно получить только через брак.

Человек может быть идеологически или практически против брака, а также не иметь детей, но между одним и другим нет внутренней связи.

  • Люди, решившие не заводить детей, не антинаталисты (борцы с перенаселением).

Антинатализм и выбор не иметь детей по большей части разделены. Первое — это философская позиция, второе — выбор образа жизни. Возможно некоторое совпадение, например, некоторые люди предпочитают не заводить детей, потому что считают, что излишнее деторождение является неправильным для общества. Хотя я не могу говорить от имени всех бездетных людей, я с уверенностью могу сказать, что большинство таких выступают против родительства только для себя.

Бездетные люди предпочитают не быть родителями ни в каком качестве, будь то биологическими или приёмными. Антинаталисты выступают против появления в мире большего числа детей, но спокойно усыновляют уже существующих. Опять же, есть пересечение — люди, которые одновременно являются антинаталистами и чайлдфри, но с учётом того, что обе позиции представляют меньшинство, особенно первое, это встречается довольно редко.

По материалам публикации (англ.).