19rus.info много лет подряд освещает положение дел в лесной отрасли Хакасии. К сожалению, приходится говорить много лет подряд о негативных и криминальных схемах в этом секторе республиканской экономики.
Что нужно сделать, чтобы эту ситуацию изменить? Об этом состоялся разговор корреспондента 19rus.info с предпринимателем и экспертом Общероссийского народного фронта Андреем Похабовым.
- Что из себя представляет сегодня лесная отрасль Хакасии, насколько она криминализирована, какие большие деньги крутятся в ней — на эти вопросы ответил Андрей Викторович. Он занимается предпринимательством в лесном хозяйстве достаточно долго — с 2001 года. Прошел все этапы, начиная с инженера сбыта на предприятии, заместителя гениального директора. После этого создал свою фирму по переработке леса.
Предприниматель напомнил, что бизнес — деятельность, которая направлена на получение прибыли, но не противоречит закону.
«У нас часто эти понятия - бизнес и какое-то жульничество взаимозаменяются. В Хакасии процветает нелегальный бизнес в лесной сфере», - утверждает бизнесмен.
Будучи экспертом Народного фронта, сотрудничая с Общественной палатой и занимаясь предпринимательством, Андрей Похабов понял, что сегодня легально заниматься лесным бизнесом практически невозможно. Эта сфера занята нелегалами процентов на 60-70. Это страшные цифры.
Денег, чтобы попасть туда, практически не надо. Преимущество нелегалов — низкая цена на электроэнепргию, отсутствие земельного налога, бухгалтерского учета, системы ЕГАИС, постоянных проверок и штрафов от них. При этом нелегалы перерабатывают тот же объем леса, что и легальные ИП.
«Я не могу найти легальный лес, чтобы работать легально. Нелегалы находят нелегальный лес и работают нелегально», - утверждает предприниматель.
На лесосеках, по его словам, порядок более-менее навели.
Другая проблема — легальный лес попадет на нелегальный рынок. Как? Один из вариантов — стокубовики. Тот лес, который выдают бесплатно льготникам. По этой схеме отмывались пару лет назад очень большие объемы леса. Сейчас с этим, похоже, закончили.
Вместо этого новая схема — очень сложно отследить движение леса у арендаторов больших участков в тайге. В республике порядка 10 таких крупных арендаторов. По документам они заготавливают большие объемы леса, а работают у них по 1-2 сотрудника. Это явный уход от налогов. Эти арендаторы показывают легально мизерные результаты финансовой деятельности, к примеру 300 тыс. руб. за год, то есть как будто себе в убыток. Но это невозможно.
Кто в этом заинтересован, кто закрывает на это глаза: власти, МВД, трудинспекция, прокуратура, ФСБ и другие?
По мнению предпринимателя, это проблема системная, не такая простая, как кажется. Все в курсе проблемы, но ее решение не зависит ни от кого из них. А когда проблема системная, люди, которые занимаются лесом, будут находить пути дальнейшего сопротивления. Потому что им выгодно работать с лесом нелегально, когда их никто не проверяет.
Возникает тема: Хакасия, имея огромные объемы леса, ведя его переработку уже очень много лет, не получает практически никакой прибыли в бюджет. Почему? Ответа на этот вопрос нет.
Как же происходит распределение этого леса, который будучи легальным, становится нелегальным? В этой цепочке либо контроль неправильный, либо его нет.
Поможет ли декриминализировать ситуацию реформа лесной отрасли, которую сейчас проводит правительство РХ? Ее частью стало решение о ликвидации автономных учреждений и создание единого центра управления леса «Леса Хакасии».
В Уставе автономного учреждения говорится, что его главная функция — лесовосстановление и пожаротушение. Вторая — эта структура должна быть некоммерческой.
Однако и здесь существует криминальная схема — рубка здорового леса под видом санитарных рубок. АУ делают это не от хорошей бюджетной жизни.
«Сейчас минприроды, думаю, делает правильно — заставляет этот лес от санитарных рубок перерабатывать самим. И министерство контролирует само. Это раздражает всех тех, кто пытается работать нелегально», - утверждает Андрей Похабов.
Пока не будет закон, равный для всех, такой бардак будет, резюмирует он.
Подробности — в видеосюжете. Окончание интервью готовится к публикации.