Расскажем о женщине в мужской профессии. То, что женщины-таксаторы встречаются намного реже мужчин, ни для кого не секрет. Наша героиня Елена Борисовна Латкина из Западно-сибирского филиала Рослесинфорга в этом году отмечает 45-ую годовщину служения родному делу, которое унаследовала от отца. Ее профессиональный путь – это 30 полевых сезонов, семья и друзья, которых подарил ей лес.
Ты помнишь, как все начиналось?
Елена Борисовна представляет династию потомственных лесоустроителей, общий трудовой стаж которой, включая дядьев и племянников, составляет 220 лет.
Ее родители и брат преподавали в Тогучинском лесхоз-техникуме в Новосибирской области, а отец некоторое время работал начальником партии. Родной дом стоял на окраине села, за которым начинался сосновый бор, и поэтому Елена Латкина с детства в буквальном смысле жила в лесу, любила его и понимала. Поэтому когда после школы ей предложили идти учиться экономике или лесному делу, без сомнений выбрала путь отца.
В 1975 году, после окончания техникума Елена попала по распределению в Западно-сибирское лесоустроительное предприятие, где за первые три года работы техником провела лесоустройство на площади порядка 90 тысяч гектаров. За это время успешно освоила съемочно-геодезические и организационные лесоустроительные работы, после чего была переведена на должность инженера, а затем и вовсе стала начальником лесоустроительной партии.
А что такое начальник партии? Закидывает тебя вертолет в таежную даль, и ты должна одна выстроить работу вверенного тебе коллектива. А полевой сезон длится порой по 5-6 месяцев и скидки прекрасному полу никто не дает. Здесь мало владеть знаниями в лесном хозяйстве, необходимо знать технику трудовой и противопожарной безопасности, обладать организаторскими способностями: умением наладить котловое питание и вести учет продовольствия, распределять и принимать объем выполненных работ, а нередко и разрешать споры между коллегами.
Более 30 полевых сезонов провела она в Сибири, где приводила в известность лесные массивы Якутии, ХМАО-Югры, Республики Алтай, Томской, Иркутской, Новосибирской и Кемеровской областей, а также ленточные боры Алтайского края.
Наравне с мужчинами Елене приходилось преодолевать по 20 км тайги, так в среднем за сезон она преодолевала не менее полутора тысяч километров. Если помножить на количество сезонов, то получится, что по расстоянию она вполне могла обойти весь земной шар.
Покорительница Сибири
Елена Латкина может часами рассказывать о таборной жизни. Такие истории не просто байки для хорошего вечера, а прикладные навыки жизни таксаторов в полевых условиях. Как-то после неожиданного визита медведицы с выводком на стоянку в поисках пропитания повариха-таборщица наотрез отказалась жить в палатке.
«Раз, возвращаемся мы из захода, видим, она сидит на крыше избушки и в бинокль во все стороны смотрит, - с улыбкой рассказывает Елена Борисовна. - Мы потихоньку подкрадываемся, спрашиваем: «Галя, ты что?», а она поворачивается и говорит: «Ой, а я медведя высматриваю». Мы смеемся и отвечаем: «Если ты не увидела, как мы подошли, то медведя и подавно не заметишь».
Особенно запомнились Латкиной первозданная природа Якутии, где в реках кристально чистая и холодная вода, уникальные болота, под мхом образуется ледяная корка, которая подтаяв летом крошится. «Так идём по болоту, промеряем, вдруг раздаётся треск, и я по грудь проваливаюсь, - вспоминает она. - Оказывается, лед подтаял, и образовалась яма. Промокнуть не успела, но испугалась тогда здорово».
Но промокнуть Елена Борисовне приходилось за сезон не однажды. «У нас около табора бежала река, мы её переходили вброд: откатывали сапоги и, не вымочив ноги, спокойно шли по воде. Следом за ней – поменьше речушку мы просто перепрыгивали с кочки на кочку. Но когда зарядили дожди, речки разлились под стать Енисею, грозя затопить все вокруг. «Мы поняли, что пора выходить из леса, - рассказывает она. - Меня рабочие оставили на берегу, пошли искать дерево для переправы. Сижу с рюкзаками, смотрю, мимо меня по горному потоку плывет дерево. Но до берега не достало. Пришлось искать другое. Мы по нему и по мерному шнуру кое-как и перебрались на другой берег. А ту речку, что мы летом по кочкам перепрыгивали, в сезон дождей переходили уже по грудь в воде».
Вместо ячменя – клещ
Но самый необыкновенный случай произошел летом 2008 года в Алтайском крае, когда после работы Елена Борисовна сняла энцефалитку и почувствовала острую боль в глазу. «Женщина, которая жила рядом с табором, увидела у меня в глазу клеща. Мы начали вытаскивать: лили подсолнечное масло, капали глазные капли, - никакого результата».
Меня повезли на станцию скорой помощи, там молодая девушка попробовала вытащить клеща пинцетом, но тот крепко впился и не желал сдаваться. Вызвали хирурга, который выкрутил паразита. Хорошо, что муж всегда был рядом», - рассказывает Елена Борисовна.
С мужем Сергеем они познакомились на полевых работах в 1981 году. При первой встрече будущий супруг показался человеком угрюмым и неразговорчивым. Но опыт общения и совместной работы показали, что человек он надежный и интересный.
Всех своих детей супруги, как и многие таксаторы-полевики, не раз привозили к себе на работу. Старший сын ездил три года с мамой в табор, пока не ушел в армию. Дочку родители взяли с собой первый раз, когда та была на каникулах после окончания 9 класса. Младшего Ивана тоже не раз брали в лес, чтобы приобщался к родному делу.
Сегодня сын работает в филиале Рослесинфорга «Запсиблеспроект» инженером в отделе государственной инвентаризации лесов, дочь – там же ведущим инженером на участке картирования в отделе лесоустройства, лесного планирования и проектирования.
Бросила вызов судьбе и победила
На протяжении всего трудового периода Елена Борисовна подготовила вместе со своими детьми не одно поколение таксаторов и всегда с особым вниманием относится к тем, кто делает свои первые профессиональные шаги. Вслед за отцом стала преподавать в Тогучинском лесхоз–техникуме лесоустройство и таксацию, делиться многолетним опытом и навыками со студентами.
«Наставничество - один из способов повышения качества работ и производительности труда молодых специалистов, - считает Елена Латкина. По большому счету, имея многолетний опыт и знания в сфере лесоустройства и таксации, можно работать в любом из подразделений филиала Рослесинфорга».
С 2009 года Елена Борисовна работает в отделе лесоустройства, лесного планирования и проектирования, где разработала уже более 450 проектов освоения лесов и лесохозяйственных регламентов.
Нынешний лесоустроитель должен быть не простым исполнителем различных инструкций, а специалистом широкого профиля и носителем энциклопедических знаний. При назначении мероприятий ему нужно принимать во внимание не только состояние лесничества, но и отраслевую экономику региона в целом, транспортную инфраструктуру, использовать последние научные исследования и разработки.
В этом году исполнилось 45 лет, как в трудовой книжке нашей героини появилась первая запись о зачислении на работу в «Запсиблеспроект».
Оглядываясь назад, Елена Латкина всегда говорит, что она бросила вызов судьбе и победила. Она могла стать экономистом, считать цифры за конторским столом, но выбрала мужскую и сильную профессию: вслед за отцом-таксатором стала лесоустроителем.