Найти в Дзене
Восток... дальний

О Дальнем Востоке и его развитии глазами дальневосточника

Чего только не пришлось прочесть за последний месяц о Дальнем Востоке на просторах сети. Помимо аккуратных в выводах и оценках серьезных аналитиков сыпалась в ленту масса разнообразных, порой причудливо-конспирологических, мнений самого что ни на есть широкого спектра - от диванных знатоков всего и вся до разоблачителей "врагов" на все политические вкусы. Сколько абстрактно -теоретических рассуждений породили хабаровские события! Удивительно!

В ТОПе несомненно тема сепаратизма.

Впрочем, для дальневосточников вся эта игра не нова. Тот же сепаратизм нам шьют уже много лет. Тема, периодически затихая, всплывает каждый раз каким-то странным образом по любому даже незначительному поводу. Ну хочется кому-то то ли побороться с сепаратизмом на Дальнем Востоке, то ли поугрожать этим самым сепаратизмом кому-то неведомому, может даже и в Кремле, выгодно продав "угрозу". Мол, давайте скорее учредим и профинансируем еще одно агентство с московской пропиской и чиновничьими должностями - по борьбе с сепаратизмом на Дальнем Востоке.

А то Минвостокразвития есть в Москве, Агентство по развитию человеческого капитала ДВ тоже там же имеется, Корпорация по развитию Дальнего Востока тоже в Москве, а также Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в Москве, Фонд развития Дальнего Востока в Москве и т.д. А агентства по борьбе с сепаратизмом нету! До сих пор! Уже пять лет как все перечисленные институты развития развивают Дальний Восток. А сепаратизм сам по себе гуляет, где хочет. Брошенный так сказать на произвол судьбы. Вот и дождались - рвануло в Хабаровске.

Вся подобная конспирология, ничуть не смущаясь собственного балагана, как-то осторожненько каждый раз обходит главную проблему Дальнего Востока - отток населения и постепенное обезлюдивание территорий. Люди бегут отсюда. Факт известный. Но как-то не вписывающийся в логику сепаратизма. Сепаратисты, разбегающиеся в разные стороны? Это как?

Собственно, поэтому считаю полезней перейти к вопросу почему люди разбегаются с Дальнего Востока.

Для начала хотелось бы понять, сколько нас здесь. Я, конечно же, знаю, что нас 6 миллионов 200 тысяч человек (без Бурятии и Забайкалья). Но вот эти американцы (америкосы, пиндосы и еще как-то там, не менее звучно) внесли в мою неокрепшую голову смятение.

Как-то однажды, посетив мероприятие по продвижению программ стажировки, организованное американским Генконсульством во Владивостоке, я попыталась взять интервью у консула по культуре, который это все и организовал.

Вы когда-нибудь брали интервью у дипломата? О!!!! Это песня. Меня собственно интересовал один вопрос - как они оценивают свои усилия по продвижению здесь их программ? Я этот вопрос в разных формулировках задала раз пять. Все ждала ответа. Напрасно ждала. Ответ где-то затерялся в подробностях экскурса в историю возникновения самих программ, там и исчез с концами.

Но все же один нюанс в нашей беседе резанул слух. Говоря о работе в самом консульском округе, который точно совпадает с границами Дальневосточного федерального округа, он между прочим сказал: "....здесь проживает около 5 миллионов человек.....".

Около 5 миллионов???? Это что получается? Мы, значит, развивая Дальний Восток, строим планы, исходя из того, что здесь проживает 6 миллионов 200 тысяч, а американцы строят работу в своем консульском округе, исходя из того, что здесь проживает около 5 миллионов человек? Во как! Хочется спросить - а которая цифра реально "рабочая"? И откуда разница?

В общем, я не знаю, как оценивают дальневосточный рынок труда те инвесторы, которых привлекают через созданные институты развития. Но слышу кругом о завозе гастарбайтеров сюда. Кстати, между прочим замечу. Слухи по поводу всех этих строек ходили всякие разные у нас во Владивостоке. Например, о том, что официально из этих гастарбайтеров устроен только каждый десятый со всеми вытекающими для муниципальных, да и краевого, бюджетов последствиями. Врут наверное.

Правда, то, что это может быть правдой, я однажды лично убедилась, когда в 2017 году попыталась сфотографировать некоторые стройки резидента ТОР Михайловский компании Русагро. Я потому и хотела сфотографировать стройку конкретного подрядчика (или субподрядчика), что в бюджет Михайловского района на тот момент от него поступило от НДФЛ 00 рублей 00 копеек. Думаете мне это позволили сделать эти самые подрядчики-субподрядчики? Нет! Оказалось этот объект (строящийся свинокомплекс) какой-то там секретности или особой охраны. В общем не приближайся с фотоаппаратом!!!!! (выкинут на фиг и фотоаппарат сломают - тут же пообещали мне крутые дяди, остановившие нашу машину). Не платить налог в бюджет секретность не помешала, а вот фотографировать саму стройку с рабочими - никак нельзя даже с расстояния 1 километра. Позже после громкого скандала на "высоком" уровне с этой проблемой все же справились - в бюджет пошли реальные деньги. Как говорится, не прошло и пару лет стройки....

И все бы ничего. Но.... Гастарбайтеры, которых завозят строители на стройки резидентов ТОРов, как правило, народ совсем не нашенский. Он либо китайский, либо узбекский. Мало того, что все эти люди, какие бы деньги не зарабатывали, живут здесь на 50 долларов в месяц, так как их цель заработать и увезти деньги отсюда туда, где их семьи, дети, ипотеки и прочее, так они и эти несчастные 50 долларов умудряются тратить внутри своих диаспор. А все потому что культура потребления, в частности питания, у них другая.

И вот картинка развития территории на Дальнем Востоке получается примерно следующая. Громко на всю страну из каждого государственного утюга раскручивается пиар компания о каких-то сумасшедших суммах государственных и частных инвестиций в какую-то важную стройку, которая (заранее известно) столько-то мест рабочих создаст, столько-то налоговых поступлений обеспечит и т.д. и т.п. Красота! Ну если из Москвы смотреть.

А если глазами дальневосточника?

Люди, живущие вокруг, скажем, какого-то условного Большого Камня или какого-то другого места стройки, в основном наблюдают за тем, какая картина тут, на их родной земле, разворачивается. Деньги большие явно идут, стройка тоже не стоит на месте. Пиаровского шума вокруг стройки - хоть уши затыкай. Только жизнь их не меняется. К слову заметим, часть денег, которую составляют зарплаты, а это очень существенная часть от всей суммы инвестиций, будет вывезена из страны теми самыми гастарбайтерами.

И вот работает на территории какое-то оставшееся от былых времен, часто последнее, предприятие, например, пищевой отрасли. А у него от этого потока денег, новых временных здесь людей, пиара и прочей московской красоты, не меняется ничего. Объемы продаж не выросли, производство не увеличилось, прибыли не прибавилось и, как следствие, ни модернизировать существующее производство, ни расширить ассортимент, запустив новые производственные линии, возможности так и не возникло. Новые завезенные люди другой культуры питания его продукцией не интересуются. А нашего народа, т.е. своего потребителя, собственно, и не прибавилось. Как работало это предприятие на полуживые села и городки вокруг с их скромным спросом, так и работает. Стройка с ее миллиардами денег рядом. Но отдельно. А жизнь на территории как была сама по себе, так и осталась.

Хочется задать вопрос Москве, который крутиться у меня в голове все 5 лет стратегии развития Дальнего Востока с предложенными институтами:

Уважаемые господа стратеги, а нельзя ли было придумать вариант развития Дальнего Востока с включением в него интересов живущих здесь людей? Вот рассказывают, что китайцы придумали свою стратегию технического перевооружения села, так в программу внесли большой социальный блок, предполагающий адаптацию сельского населения. А у нас что за 5 лет придумано для людей местных?

О том, как дальневосточники в этих условиях решают свои проблемы трудоустройства и содержания семей, в следующий раз. А то букофф много.

Продолжение следует.