Найти тему
Дмитрий Март

Беседа с "папой" "Ералаша" Борисом Грачевским

Оглавление

Наша справка. Художественный руководитель знаменитого киножурнала Борис Грачевский родился в подмосковном доме отдыха «Полушкино». Его отец, Юрий Грачевский, служил в войсках противовоздушной обороны, после демобилизации из армии работал конферансье и культработником. Мать, Ольга Жарковская, была библиотекарем.

C женой Екатериной. Фото из личного архива Бориса Грачевского
C женой Екатериной. Фото из личного архива Бориса Грачевского

В 6 лет маленький Боря вышел с отцом на сцену, в 10 лет поставил первый танец, а в 11 лет — новогодний утренник. После окончания механического техникума при заводе С. П. Королева Борис Юрьевич работал токарем. В 1968 году его призвали в армию. После службы он устроился на Киностудию имени Горького грузчиком.

Потом поступил на заочное отделение ВГИКа на факультет «организация кинопроизводства». Работал администратором на картинах у Александра Роу, Марка Донского, Василия Шукшина. В 1974 году совместно с драматургом Александром Хмеликом (1925–2001) основал детский юмористический киножурнал «Ералаш», который возглавляет и поныне.

Съёпки сюжета с Филиппом Киркоровым, Фото из личного архива Бориса Грачевского
Съёпки сюжета с Филиппом Киркоровым, Фото из личного архива Бориса Грачевского

Дети не пошли по стопам отца

— Борис Юрьевич, в первую очередь поздравляем вас с рождением сына Филиппа! В честь кого назвали?

— Да ни в кого. Просто нравится имя. Красивое. Торжественное. У меня внук Кирилл, сын Максим, дочь Василиса, дочь Ксения, так почему бы еще не быть и Филиппу.

— Как я понимаю, в «Ералаше» не раз снимался Филипп Бедросович Киркоров, который называет себя королем отечественной эстрады. А кем бы вы хотели видеть Филиппа Борисовича?

— Я хочу, чтобы он стал яркой личностью. И совершенно не важно, в какой области. Конечно, мне, как киношнику, всегда хотелось, чтобы дети пошли по моим стопам. Все они окончили ВГИК, но никто не работает по профессии.

Что, конечно, обидно. Я 51 год в кино, люблю его всем сердцем. Мне нравится его делать, производить. Это величайшее чудо — от сценария до съемки, от монтажа до озвучивания. Настоящий киношник созидает, как Микеланджело, который отсекал все лишнее.

Из архива Бориса Грачевского
Из архива Бориса Грачевского

Режиссер - это генерал

А режиссер — это вообще генерал, собирающий свою армию. И вся его труппа вместе идет в бой. Возникает удивительное чувство единения. Помню, как учил Сергей Герасимов.

Когда он видел талантливого студента с нестандартным подходом, то он на него не давил, а начинал вместе с ним думать. Это, конечно, невероятная черта.

Ведь не секрет, что часто педагоги стараются навязать свое видение: «Нет, так не надо. Делай как я сказал!» Конечно, я не Герасимов, но перенял его манеру.

Будучи худруком «Ералаша», никогда не давил на режиссеров. Стараюсь, чтобы они раскрыли свой творческий потенциал. Моя задача — помогать им воплощать замыслы. А лично мне самому нравится кино с иронией. Когда и грустно, и смешно.

 C Филиппом Киркоровым. Фото из личного архива Бориса Грачевского
C Филиппом Киркоровым. Фото из личного архива Бориса Грачевского

Почему нет детского кино

— Как режиссер вы сняли только два полнометражных фильма: «Крыша» (2009) и «Между нот, или Тантрическая симфония» (2015). Третьего не будет?

— Есть задумка — о судьбе одной девушки. Речь идет о мягкой, лирической комедии. Но, к великому сожалению, я очень недоволен тем материалом, который получил.

Cценаристы, которые работают со мной, не могут поймать тон картины, ее иронизм. Они все соскакивают не туда, куда надо.

Я очень бьюсь за этот сценарий, но пока без толку. У меня всегда так: пока не будет хорошего материала, я не готов начинать — искать деньги и пр.

Фото из личного архива Бориса Грачевского
Фото из личного архива Бориса Грачевского

— В советские времена снималось множество кинофильмов для детей. А в современной России их крайне мало. Почему?

— Это очень большой и серьезный разговор, требующий отдельной статьи. Причем скорее искусствоведческой, чем познавательной, для массового читателя.

Но в целом могу сказать, что проблема действительно крайне серьезная. Сегодня в год у нас снимается всего три–четыре детские картины, но никто их не видит. Свою роль тут играет то, что на них дают три копейки. А на такие деньги ничего путного не снимешь.

Тем не менее эти фильмы таскают с фестиваля на фестиваль, где им дают какие–то призы. Но до зрителя они так и не доходят. А если что–то и доходит, то публика это не принимает.

На съемках фильма «Между нот, или Тантрическая симфония». Фото из личного архива Бориса Грачевского
На съемках фильма «Между нот, или Тантрическая симфония». Фото из личного архива Бориса Грачевского

"Крыша" Грачевского

— Но у вас ведь был опыт создания картины для детей.

— Да, я снял «Крышу». Хотя она скорее для подростков. Как тогда писали, получилось очень пронзительное кино. А все благодаря отличному сценарию. Меня он так потряс, что я сам взялся за реализацию.

В центре — три девочки, родители которых заняты вечным решением своих проблем. В принципе, я даже снимал картину для взрослых, чтобы напомнить им о том, как порой плохо они общаются со своими детьми.

А ведь невнимание может привести к катастрофам — суицидам и т. д. А еще я заметил, что новые поколения, к сожалению, вообще отказываются смотреть детские фильмы.

С отцом. Фото из личного архива Бориса Грачевского
С отцом. Фото из личного архива Бориса Грачевского

Что нужно детям

Это касается и советских картин, о которых словно все забыли. Мы как–то выложили в Интернет старые выпуски «Ералашей». Увы, просмотров крайне мало.

Мне кажется, если что–то и снимать для детей и подростков, то это должно быть сугубо приключенческое кино. Вот тогда ребята пойдут в кинотеатры.

Посмотрите, какие сумасшедшие кассы собирают американские кинематографисты. Они делают массу и детских, и семейных фильмов. Но, как я говорил, тут все упирается в деньги. У меня давно уже лежит сценарий отличной остроприключенческой картины.

Однако на ее воплощение требуется минимум 8 миллионов долларов. Где их взять? Конечно, могу и сам рискнуть. Но вдруг провал? Тогда ко мне придут и скажут: «Верните наши деньги!» После чего я пойду по миру с протянутой рукой, - улыбнулся Борис Юрьевич.

См. 2-ю часть беседы с Б. Ю. Грачевским здесь:

Как "Ералашу" удалось набрать свыше 2 миллиардов просмотров

Подписывайтесь, ставьте лайки и читайте другие материалы Дмитрия Марта:

О Гарри Польском, соавторе и единоМИШленнике Михаила Задорнова

Как Оксана Невежина из кабаре-дуэта "Не парни" попала в "Петросян-шоу"

В 40 лет артистка Solla решила покорить Москву

Певица Солла больше не мечтает о принце. У неё теперь другие приоритеты

Ирина Фортез: 10 лет в Норвегии. Решила вернуться

Татьяна Аугшкап - москвичка из Риги