Книга Германа Гессе меня очень вдохновила и укрепила меня в моем желании заниматься творчеством сколько позволит время и настроение до конца моих дней.
Германа Гессе я очень любила до того, как открыла для себя Достоевского.
А также видела его акварели. Но я не знала о том, что о своем опыте художника он писал.
И вообще, прочитав эту небольшую книгу, я неожиданно открыла для себя Германа Гессе с другой стороны, а именно, Гессе как человека, и Гессе, как художника.
Как человека. Если честно, я очень мало знала о жизни самого писателя, а оказывается, Герман Гессе был великим гуманистом и умел сострадать людям. Проживая вторую половину жизни практически в бедности он получал великое множество писем с просьбой о помощи. И, продавая свои литературные произведения, а также рукописи стихов с иллюстрациями, сделанными своею рукою он многим нуждающимся помогал материально.
Как художника. Очень важное и вдохновляющее для меня открытие.
Я видела картины Германа Гессе, например, эта долгое время была заставкой моего рабочего стола.
Но то, что писатель взял в руки акварель в 40 лет было для меня открытием.
И сама книга очень вдохновила меня не оставлять акварель, раз уж так вышло, что она стала моим вторым хобби.
Наверное то, что я чувствую, когда вижу, как плывет по бумаге краска смог отразить великий писатель. И ответ на вопрос "Зачем рисовать?/*подставить любой другой вид творчества*".
А ведь это интересный вопрос, зачем обычному человеку любое творчество, если его результат а) требует времени и сил б) не сможет претендовать, возможно никогда, на звание предмета искусства или хотя бы просто рукодельного шедевра.
Гессе пишет о радости, которую дарит ему акварель, а также о том, что именно живопись помогла ему пережить войну.
Война привела меня к душевной болезни... и хочу заняться чем-нибудь прекрасным, забыть о насущном и обратиться к бесспорным ценностям, то я уже не пишу книги, ведь я чуть не в сорок лет научился рисовать и писать красками, а суть для меня та же или даже важнее. Ибо то единственное состояние души, к какому следует стремиться - внутреннее сопереживание и самоотдача без личного волеизъявления, - собственно, и есть художество, вот этого состояния я достигаю в часы своей работы. Тут начинается Царство Божие, тут "все ваше". Герман Гессе из письма Гансу Абури 1917 год.
Радость.
Я взял один (тюбик), отвернул крышечку и с наслаждением выдавил на палитру каплю прекрасного чистейшего кобальта, потом белил, потом изумрудно-зеленого веронского — это для вечернего воздуха, еще брызнул чуточку краплака.
Рассмотрев далекие горы и легкую золотистую дымку облаков, я подмешал к красному ультрамарин и затаил дыхание от усердия, потому что хотел добиться несказанной нежности, легкости и воздушности.
...
И я чувствовал: вот она, жизнь! Это моя часть мира, мое счастье, мое бремя.
Тут я дома. Тут ждет меня услада, тут я король.
Тут я, счастливый и независимый, могу повернуться спиной ко всему глубокоуважаемому миру.
В книге опубликованы работы Германа Гессе по большей части в период его увлечения кубизмом и экспериментов с цветовой мозаикой. Специалисты по творчеству писателя говорят, что эти работы похожи на картины художника Клингзора ( повесть "Последнее лето Клингзора").
В книге опубликованы небольшие рассказы, а также выдержки из переписки Германа Гессе, где говорится о живописи.