Найти тему
Журнал "Артист"

Леонид Фридман (Castle Rock): «Мы по приколу натянули оставленные Мишей джинсы на манекен, и началось паломничество»

7 августа могло бы исполниться 47 лет одной из самых ярких фигур русской панк-сцены - Михаилу Горшеневу. Хоть Горшка и нет с нами уже семь лет, память о нем жива, причем не только в душах его поклонников и песнях Короля и Шута, но и в некоторых местах родного города Михаила - Санкт-Петербурга. Накануне памятной даты журнал «Артист» побеседовал с Леонидом Фридманом - основателем и директором легендарного рок-магазина «Castle Rock». Леонид поделился своими воспоминаниями о Горшке, рассказал о появлении стены памяти, граффити и витрины со сценическими костюмами Михаила, а также о некоторых других интересных артефактах, хранящихся в стенах «Castle Rock».

Банальный, но наверняка интересующий многих вопрос - каким Вы запомнили Михаила?

Я запомнил его таким, каким он был. Конечно, было много неформального общения и кроме того, что мы были друзьями, и он навещал меня достаточно часто, иногда даже было так, что заходил сразу с поезда. Кроме этого магазин «Castle Rock» был необходим ему для своего сценического воплощения. Он покупал у нас огромное количество вещей, был очень требователен к своему образу, он их зачастую безбожно переделывал. И вот те вещи на нём, которые люди считают каноническими, и спрашивают «а есть у вас как у Горшка?», это чисто его творение!

То есть это были его авторские идеи, воплощенные непосредственно благодаря Castle Rock?

Естественно! Он понимал, что он хочет, потом уже на основании того, что есть. Например - милитари куртка и нашивки - он их располагал таким-то или таким-то образом.

А как вообще возникла идея создания витрины с его сценическими костюмами?

Вообще многие музыканты оставляют нам свои костюмы. У нас есть прекраснейший плащ-косуха Макса из «Пилота», комбинезон Ильи Чёрта, Леша Горшенев подарил тоже свой плащ для мини-музея. Музей начинался сам с того, что если было время и позволяли обстоятельства, мы делали отпечатки рук музыкантов в гипсе. И Миша, как-то купив у нас кожаные штаны, бросил здесь ненужные джинсы. Мы по приколу их натянули на манекен и началось паломничество! Причем манекен был именно для штанов, то есть только брюки. Девочки глаза закатывали, трогая эти джинсы, мальчики купить пытались. Мы говорили - не продаётся! Хотя оценивали очень высоко. Был у него плащ знаменитый "Всё пропьём, а панк не опозорим".

Как он появился?

У него был старый кожаный плащ сороковых годов, он его хотел апгрейдить, и делал он этот апгрейд у нас в магазине. Чрезвычайно этот плащ был популярен и известен всем фанам. В конце концов время его неумолимо состарило, он уже почти рассыпался, и он у нас в магазине заказал новый плащ. Получив новый, Миша сказал - слушай, а знаешь, забирай старый плащ. Тогда это не было витриной, ее пришлось сделать после нескольких вандальных нападений. А раньше любой мог потрогать его.

-2

То есть были люди, которые не просто смотрели и трогали, но и пытались украсть или изувечить плащ Горшка?

Одна девочка пыталась прийти в магазин и забрать плащ. Но в итоге испугалась милиции.

А как в коллекции «Castle Rock» появились второй плащ, куртка и рубашка Михаила?

Новый плащ, куртка и рубашка появились у нас уже после смерти Миши. Оля, его супруга, не поворачивается язык назвать ее вдовой, позвонила и сказала - пускай люди смотрят! А отпечаток рук Миши в гипсе почему не сделали - он был из тех людей, кто бывает здесь часто, ну чего его ловить? Всё откладывали на потом и не делали, о чем сейчас и жалко, и не жалко. Ведь самое главное память в душах!

Помимо витрины со сценическими костюмами о Михаиле также напоминает граффити во дворе "Castle Rock". Как оно появилось?

Все граффити, которые есть у нас во дворе - Горшок, Кинчев, Флинт, это не наша идея. Мы, как и все остальные, не имеем права рисовать что-либо. К нам обратилась группа (прим. ред. - HoodGraff), я был не против. И слава Богу, что эта стена принадлежит не ЖилКомСервису, а гостинице. Их за это прессуют, но они говорят - нет, мы не будем закрашивать.

-4

Они держат принципиальную позицию сохранения этого граффити?

Да! Когда закрасили Кинчева, был большой скандал, «Фонтанка» писала, телевидение приезжало, представители гостиницы сказали - да, нас тоже заставляли, но мы не пошли на это и не закрасили! То есть идея родилась не в недрах «Castle Rock». Будь моя воля - я бы во всем дворе сделал граффити. А так, это идея художников со стороны, которым мы предоставили необходимую помощь.

Идея импровизированной стены памяти тоже не принадлежит «Castle Rock»?

В тот день, когда умер Горшок, в тот же вечер стали собираться люди, выпивать, и именно в том месте ставили свечки, клали цветы, кто-то спонтанно повесил фотографию, кто-то ещё одну, потом ещё одну, и получилась эта стена. Неоднократно она страдала, потому что и отклеивалось что-то, и какие-то непонятные люди писали свои какие-то музыкальные предпочтения, почему-то они должны были идти вразрез этого. Это дико совершенно!

-5

Сегодня она имеет цивильный, прилизанный вид, хотя многие годы она носила именно такой характер. Есть инициативная группа, которая поддерживает вид этой стены. Конечно же любые вещи, сохранившиеся после смерти любимых музыкантов, автоматически приравниваются едва ли не к музейным экспонатам, но самым ценным всё равно остаются музыка и память в сердцах фанатов!

Понравилась статья? Подписывайся на нас, ставь лайк и оставляй коммент. Нас это мотивирует! Подписывайся на нас в Телеграме – там тебя ждет много интересного.

-6
-7

Виктория Микина