Первое десятилетие двадцатого века стало последним для самостоятельной карьеры Мельсеса. Он по-прежнему экспериментировал со специальными эффектами, находил новые способы удивлять и веселить публику, однако деловой хватки ему явно не хватало. Например, в США один из первопроходцев кинематографа и изобретатель Томас Эдисон считал, что всё снимаемое на придуманную им перфорированную плёнку автоматически принадлежит ему и его компании. По этому крайне спорному праву фильмы Мельеса с большим успехом шли в кинотеатрах Америки, не принося создателю ни единого франка. К 1903 году режиссёр наконец-то смог открыть филиал своей студии в Америке. Чтобы ускорить выход фильмов в столь отдалённой от Франции стране и наконец-то начать зарабатывать, он вновь пускает в ход свои инженерные навыки. Мельес создаёт камеру, способную синхронно снимать двумя объективами на две катушки.
Здесь было фото стереокамеры начала прошлого века. Но алгоритм определил его как "шок-контент"
Делалось это, чтобы создавать сразу два негатива и один из них отправлять в США для последующего изготовления копий и проката в местных кинотеатрах. Сложно сказать, знал ли режиссёр о патенте, который в 1900 году получил Фредерик Айвс на свою первую в мире камеру, позволяющую снимать стереокартины, но получившийся у иллюзиониста аппарат отлично справлялся и с этой задачей. В двухтысячных годах работники компании "Lobster films", занимавшиеся подготовкой и восстановлением сохранившихся лент Мельеса, обратили на это внимание и смогли сделать стерео версии как минимум трёх картин: "Дельфийский оракул", "Алхимик Парафарагамю" и "Адский котёл". Премьера трёхмерных версий лент состоялась в 2011 году. Все они так или иначе относятся к жанру ужасов. К сожалению, ознакомиться именно со стереоверсиями возможности нет. Остаётся только верить на слово журналистам и исследователям кино, что выглядело всё так, будто Мельес изначально снимал их для такого способа показа. Однако это не помешает ознакомиться с двумя из них, поскольку версии доступные для свободного использования также примечательны.
Сохранившаяся до наших дней американская версия картины "Алхимик Парафарагамю" любопытна тем, что раскрашена с помощью трафарета. Из копии фильма с помощью специальных лезвий вырезались контуры в каждом кадре, потом разрезанная версия совмещалась с раскрашиваемой и таким образом удавалось достичь поразительной точности. Этот способ не характерен для работ Мельеса, сам он предпочитал раскрашивать кадры вручную. Также эта лента, повествующая о проигранном противоборстве дьявола и алхимика, выделяется тем, что режиссёр играет не своего любимого персонажа, а учёного. Более того, его герой погибает в конце, оставляя змея-искусителя хохотать на троне науки.
В кинокартине "Котёл дьявола", Мельес исполняет уже привычную для себя роль Мефистофеля, который заживо варит прекрасную госпожу и двух её пажей, отчего те, судя по всему, становятся мучениками и, превратившись в огненные шары, атакуют сатану. Лента примечательна тем, что раскрашена любимым способом режиссёра, но уже в 2010 году.
Это, пожалуй, один из самых интересных казусов, связанных с немым кино. К Мельесу мы ещё вернёмся. За бортом этой статьи остались несколько его завершающих подборку картин. Но первое десятилетие подарило нам не только его фильмы. Начал творить продолжатель идей иллюзиониста Сегундо де Шомон, состоялась премьера первой экранизации "Доктора Джекила и мистера Хайда". Но это совсем другие истории.
2. Первые фильмы ужасов Мельеса