Эмиль Вениаминович Брагинский. Вряд ли имя это сегодня известно в отличие от его творчество, ведь трудно, пожалуй, найти человека, который бы был незнаком с лучшими советскими комедиями "Берегись автомобиля", "Гараж", "Служебный роман ", "Вокзал на даоих", "Ирония судьбы". Сценарии к ним и написаны Брагинским.
Тонкий психолог, раскрывающий с мягким юмором недостатки Человека. Его герои - обычные люди, наши знакомые, соседи, коллеги. Вернее, не совсем наши: время Эмиля Вениаминовича - время 70-80. Он певец тех лет, которые в истории называют "застоем", а на деле - спокойных, отчасти счастливых лет тотального дефицита в экономике, но искренности в быту.
В 90-е писатель и сценарист сумел уловить изменения, поэтому его герои стали более закрытыми, отчасти меркантильными. И сценариев не стало. Зато появились рассказы. "Звоночек", "Любовный контракт", "Одна, но племенная страсть", "Суп гороховый и блинчики с вареньем".
Конечно, чувствуется, что основной жанр - драматургия, поэтому рассказы очень емкие, происходящее нарисовано широкими мазками, лучшее - диалоги. В них полностью раскрываются не только характеры, но и то, что мы называем менталитетом.
"Ближайшую подругу Лизы звали Анжелика.
– Ты клюква, – отреагировала Анжелика на рассказ подруги, – ты недозрелая брусника, ты волчья ягода!
– Но я его не люблю!
– Он сильно в летах?
– Лет двадцать пять, я думаю.
– Горбатый, глухонемой, у него заячья губа?
– Да нет, он даже симпатичный!
– Ты пустырь, ты торфяное болото, ты овраг, который зарос крапивой!
– За что ты меня? – расстроилась Лиза.
– За то, что ты глухой овраг". ("Любовный контракт")
Рассказы показывают неустроенность 90-х, люди будто потерялись вместе с ломкой системы. Главное - постепенно исчезают семейные ценности. Об этом и "Любовный контракт", и "Одна, но пламенная страсть".
Сюжет первого, совсем коротенького, очень точно отражает ситуацию тех лет. Девушка-студентка подрабатывает в отеле горничной, она приглянулась богатому молодому человеку, у которого есть и жена, и две любовницы. Что победит - честь, любовь или расчёт и деньги?
"Одна, но пламенная страсть" тоже вовсе не о любви, как может показаться из названия. Эта страсть к филателии. "Бывший третий муж был не только алкашом и политиком, но еще и филателистом, чокнутым на марках, как большинство филателистов. Марками он увлекся тогда, когда случайно на дне старого, развалюшного платяного шкафа, выставленного из комнаты в коридор, обнаружил гору альбомов, конвертов, пакетов. Коллекцию эту, как выяснилось, собирал даже не отец Аллы, а ее дед, после смерти которого пылилась она без толку в шкафу, лежала там мертвым грузом. Ни Аллин отец, ни сама Алла в нее не заглядывали. Третий муж заглянул, кому-то рассказал, с кем-то посоветовался, купил современные каталоги – наши и иностранные – и пожизненно погиб. Коллекция и до Третьего мужа была хороша, но он что-то менял, подкупал, и коллекция сложилась отменная".
Можно ли совместить две страсти - к женщине и маркам? Ради чего вообще стоит коллекционировать? И может ли любовь, как раньше, спасти если не мир, то хотя бы кого-то? Интересные вопросы ставит перед нами писатель. А вот дает ли однозначные ответы? Тем более что у всех рассказов финал открытый: ведь нам показывают только несколько эпизодов из жизни людей. И это не сказка, в которой обязательна концовка "и жили они долго и счастливо". Да и как стали понимать счастье в 90-е? "Алла чувствовала себя отлично. Дочь, собака, деньги, что еще нужно женщине, которой всего тридцать пять? Любовник, или, по-современному, бой-френд? Может быть, он и существовал. Засечь его в Аллиной квартире могли только Аннушка, но она про это еще не понимала, и эрдель Фома. Он, разумеется, про это понимал, но видел или не видел – никому не рассказывал. Это абсолютно точно".
Это уже не юмор. Но и не сатира. Ирония над собой, над временем.
"Что писала Алина, не понимал никто, но ее охотно печатали. Во-первых, Алина знала всех и вся, считалась модной журналисткой, а во-вторых, стыдно признаться, что не понимаешь написанного". ("Любовный контракт ")
Что осталось неизменным? Женская жалостливость. Поэтому и Алла принимает разорившегося любовника ("Одна, но пламенная страсть"), и Женька прощает Василия ("Суп гороховый...).
Всех героев Брагинского отличает доброта, какая-то нелепость, неловкость, неприспособленность, что ли. Оттого и наивные в чем-то рассказы оставляют очень приятный вкус.
"Влияние подруг трудно переоценить. Подруги зачастую влиятельней не только педагогов, родителей, братьев и сестер, но даже любимых мужчин. Подруги – это великая сила, и почему наука не занимается изучением этой проблемы – неведомо".