Найти тему

Фэндом, или Туда и обратно. Предисловие к мемуару

Данному тексту похрен на силы Света и силы Тьмы,

потому что описываемые события происходили задолго до того как.

Причин написания данного текста несколько.

Во-первых, в связи с летом и пандемией, у меня есть свободное время.

Во-вторых, мне интересно, как работает ЯндексДзен и сколько минут (и кармы) мне это принесет.

В-третьих, меня приколебало, что я периодически проговариваю сам себе (или любимой жене) куски из этого текста, причем каждый раз слегка по-разному. Надо записать, а потом товарищи меня поправят и дополнят.

В-четвертых, люди жалуются, что очень мало информации об истории российского (советского) фэндома, и, хотя я с трудом понимаю, кому нужно это всё читать, будем считать, что я положил в маленькую стенку пару-тройку кирпичей, и потом кто-то из ученых на это сошлется. Хотя я знаю только одного современного профессионального специалиста по истории нашей фантастики – это Алексей Караваев (обычно изображается с окровавленной лопатой), но он пишет не про фэндом.

На всякий случай, для тех, кто в танке – о терминологии. Назовем фэном человека, который не просто любит и читает фантастику, но и что-то делает для нее. Составляет библиографию, придумывает списки и рейтинги, сам пишет тексты или рисует, что-то издает (неважно, какой тираж), проводит массовые мероприятия (сейчас они запрещены Роспотребнадзором), критикует, общается с другими такими же людьми, организует КЛФ (Клуб Любителей Фантастики) и т.д. Сообщество таких людей и их общую деятельность назовем фэндомом. Когда они где-то собираются в количестве, это называется «кон» («Роскон», «Зиланткон» и т.д.). Когда они издают свой журнал (малотиражный), это называется фэнзин.

Термин не знаю, когда возник в СССР. Наверное, в начале восьмидесятых. Сейчас употребляется часто в историческом смысле слова, потому что люди называют себя редактор(к)ами, автор(к)амии, издателями, критиками и т.д. Слово «фэн» обычно употребляется вместе со словом «старый».

Я никогда не относился к числу фэнов, внесших существенный вклад в развитие фэндома. Фактически я присутствовал в фэндоме примерно с 1988 по 1990 год, за это время я организовал полтора КЛФ, издавал два самопальных бюллетеня двузначным тиражом, посетил 3 кона, был немного знаком с парой больших фэнов, печатал фантастику в универовской газете, опубликовал несколько рассказов в фэнзинах. Но почти все это (кроме конов) происходило в Новосибирске.

Следовательно, данный мемуар является воспоминаниями человека, который пару лет постоял рядышком с фэндомом, что-то немного сделал, да и ушёл в книжный бизнес зарабатывать денежек. Я не знаком с подавляющим большинством лидеров фэндома, а они незнакомы со мной. Те два человека, которые фактически ввели меня в фэндом – одного я считаю врагом, а с другим просто мало общаюсь.

Мемуар предполагается примерно из 6 глав с такой примерной раскладкой:

Глава 1. Детство (до поступления в НГУ). Про то, как я вообще полюбил фантастику и что с этим делал

Глава 2. 1985-1988. События на фоне первых трех курсов учебы в НГУ. Книгообмен в магазинах и по почте, новосибирские книжные. Взлет периодики. Фантастика и спецкурс по истории мировой литературы. Сообщество «Четвертое Поколение» по переписке.

Глава 3. Организация КЛФ «Странник» в НГУ. Что мы делали

Глава 4. Поездки на конвенты (все три)

Глава 5. Творчество и публикации. Фэнзины, информационные бюллетени, странички фантастики в газетах. История про то, как я был членом редколлегии газеты «Университетская жизнь»

Глава 6. Попытки коммерциализации. Переход из фэнов в книгопродавцы. Как то, что я любил фантастику, влияло на торгово-закупочную политику в крупнейшей российской книжной сети.

ПРИЛОЖЕНИЯ: пара моих рассказов, разные фотки, всякая хрень.

Вот такие дела.

-2