В этих двух словах, как ни странно, главное — второе. Тестирование — это процедура, в ходе которой для решения прикладной измерительной задачи применяются научные методы исследования, т. е. проверка гипотез. Отправной точкой этой процедуры, как и любой подобной, является постановка целей и задач.
Юзабилити-тестирование — это, грубо говоря, контролируемое пользование интерфейсом. Проводится оно для того, чтобы на основании преимущественно качественного (т. е. не использующего статистические данные) метода выявить ключевые проблемы интерфейса, которые могут повлиять на, к примеру, продающую способность сайта.
Что здесь важно?
Во-первых, отсутствие явных недоработок. Поэтому юзабилити-тестированию обычно предшествует экспертиза (иногда называемая аудитом). В ходе экспертизы обычно становится понятно, на какие именно страницы и инструменты сайта следует обратить внимание при тестировании. А инструменты вроде GoogleAnalyticsи Яндекс. Метрики покажут, какие страницы с высокой степенью вероятности являются проблемными. Иными словами, будут получены гипотезы для проверки.
Во-вторых, соответствие выборки респондентов целевой аудитории сайта. Можно набрать случайных людей, можно использовать команду постоянных тестировщиков — и в том, и в другом случае возникнут неконтролируемые ошибки, влияние которых трудно предсказать. Зачастую оно пренебрежимо, но всегда ли можно быть в этом уверенным?.. Желательно, чтобы респондент был пользователем услуг или потребителем товаров, которые продаются на сайте. Иногда, например, в случае с юзабилити-тестированием личного кабинета на сайте, выборку формируют из числа клиентов компании. Кстати, объем выборки, что характерно для качественных методов, невелик, примерно 5−10 человек. Технология подбора респондентов — предмет вне рамок нашего блога.
Как происходит юзабилити-тестирование?
В традиционном варианте используется специальное помещение. Респондента просят реализовать некий сценарий (например, найти и купить на сайте продукт с определенными свойствами). При этом с высокой точностью фиксируется время, затраченное на выполнение задания в целом и каждого из заранее определенных этапов; учитываются ошибки, возвраты, повторяемость действий. Кроме того, отслеживаются эмоции респондента, его движения, комментарии при решении проблем; разумеется, одной из задач организатора тестирования является максимальное соответствие окружающих условий привычным для респондента, иначе будет получено много «мусорной» информации, не связанной с юзабилити тестируемого интерфейса.
Существуют и онлайн-сервисы юзабилити-тестирования. Их преимущества — простота организации, технологичность, дешевизна. Ключевые недостатки — слабый контроль, ограниченность доступных форм, невозможность полноценного наблюдения. Кроме того, результаты онлайн-тестирования иногда труднее «продать» инвестору или топ-менеджеру.
Автор статьи: Рекламное агентство Бирс
Сергей Томашевский
Источник: https://birsagency.ru