Найти тему
Андрей Макаров

Самарский Иверский монастырь – вид изнутри

Оглавление

Вот мы всё перемещаемся вокруг да около Иверского монастыря, а внутрь не заходим. Не пора ли уже рассмотреть обитель изнутри? Только войдем мы не через эти парадные ворота на Вилоновской.

Фото: автор
Фото: автор

Войдем снизу, со стороны Волжского проспекта.

Вид на Самарский Иверский монастырь с Волжского проспекта. На переднем плане действующий административно-гостиничный корпус и строящийся хозяйственный корпус, за ними колокольня с надвратным храмом святителя Николая. Фото: автор
Вид на Самарский Иверский монастырь с Волжского проспекта. На переднем плане действующий административно-гостиничный корпус и строящийся хозяйственный корпус, за ними колокольня с надвратным храмом святителя Николая. Фото: автор

А вот и интересующие нас скромные пешеходные ворота – чуть левее действующего корпуса гостиницы.

Фото: автор
Фото: автор

Для полной ясности предлагаю взглянуть на карту, где я указал красной стрелкой место входа.

-4

Кстати, не мне одному кажется, что осмотр следует начинать отсюда. Вот и на собственной схеме Иверского женского монастыря за основу взят вид со стороны Волжского проспекта. Схема довольно условная, но по ней вполне можно ориентироваться. Кроме того, она содержит правила для посетителей. Например, там написано, что в шортах находиться на территории монастыря запрещается.

-5

И вот наши первые шаги по обители. Из гостиницы выходит старушка и молча шествует мимо туристок в шортах. А перед нами сразу открывается вид на центр всей композиции – увенчанный золотой полусферой с малой главкой Иверский храм.

Иерусалимский храм (фрагмент слева), Иверский храм (в центре), храм-часовня царственных страстотерпцев (справа внизу), жилой дом (справа вверху). Фото: автор
Иерусалимский храм (фрагмент слева), Иверский храм (в центре), храм-часовня царственных страстотерпцев (справа внизу), жилой дом (справа вверху). Фото: автор

Отсюда благодаря расположению на холме храм кажется неожиданно высоким, устремленным в небо. Дорожка и длинная лестница усиливают этот эффект. Но возвышающийся справа желтый дом в стилистике постконструктивизма, построенный на бывшей монастырской территории, как-то отвлекает от мысли о небесах и наглядно демонстрирует приоритет светской власти перед духовной. Хорошо еще, что внизу, справа от дорожки есть часовня царственных страстотерпцев, которая частично заслоняет завоевания социализма.

Фото: автор
Фото: автор

Слева от дорожки – закрытый на реставрацию Иерусалимский храм. Подробнее о нем я расскажу в другой раз. И не только о нем. О некоторых объектах монастыря стоит рассказать отдельно и подробно. А пока просто ограничимся поверхностным ознакомлением, чтобы охватить за один раз всю территорию.

Иерусалимский храм. Фото: автор
Иерусалимский храм. Фото: автор

Прежде чем подняться к Иверскому храму, свернем направо и мимо часовни царственных страстотерпцев отправимся к новому некрополю, который занимает небольшую часть разоренного в 1930-е годы нижнего кладбища монастыря.

Фото: автор
Фото: автор

Здесь находятся перезахороненные останки, найденные в ходе археологических раскопок 2006-2008-го годов, и установлены тогда же найденные надгробия. Я уже не раз писал, что до революции здесь находили последний приют многие именитые самарцы. Мирянин получал право быть похороненным на нижнем кладбище за 250-500 рублей (это в 4 раза дешевле, чем на верхнем). Напомню, что в то время можно было построить приличный особняк за 5000 рублей.

Фото: автор
Фото: автор

У меня вызывает некоторое удивление дизайн этой части некрополя. Объект выглядит, как обыкновенный продвинутый газон с каменными украшениями. Нет в нем ни кладбищенской атмосферы, ни уважения к усопшим. Эта выставка надгробий никак не отделена ни от парковки, ни от гостиничного комплекса, ни от общественного туалета.

Фото: автор
Фото: автор

Получше выглядит старая часть нового некрополя по другую сторону часовни царственных страстотерпцев у стены Иерусалимского храма. Здесь находится надгробие Петра Алабина и единственное послереволюционное захоронение – могила протоиерея Иоанна Букоткина, покинувшего этот мир в 2000 году.

Фото: автор
Фото: автор

Почему я пишу именно надгробие Петра Алабина, а не памятник и не могила, объясню в другой раз, а пока продолжим осмотр. Обратите внимание на башенку с черным шатром слева. Она находится над входом в трапезную, что в пристрое Иверского храма, к которому мы сейчас поднимемся по лестнице.

Фото: автор
Фото: автор

Отсюда виден почти весь монастырь, а также пивзавод по другую сторону Волжского проспекта и даже кусочек Волги.

Фото: автор
Фото: автор

Для неподготовленных туристов имеется указатель достопримечательностей.

Фото: автор
Фото: автор

Очень трогает свидетельство заботы о сохранении лица посетителей – подробная схема прохода к туалету. Возможно, кто-то со мной не согласится, скажет, что тут налицо забота насельниц о собственном покое: чтобы не ломились туристы во все двери с вопросом о туалете. Ну, может, и так. Но одна версия не исключает другую.

Фото: автор
Фото: автор

Туалет мы уже видели, поэтому лучше обойдем Иерусалимский храм, посмотрим, как он реставрируется.

Заодно посмотрим на дом игуменьи. Вот он – двухэтажный справа. А на заднем плане так и маячит настырный пивзавод, норовя слиться с монастырем в один архитектурный ансамбль, объединенный лозунгом «не согрешишь – не покаешься».

Фото: автор
Фото: автор

Вы, конечно, еще помните последний пункт правил для посетителей: запрещается проход к игуменскому и сестринским корпусам. Об этом нам напоминает табличка на ажурной загородке около лестницы, ведущей в ту часть монастыря, где сосредоточен монашеский быт.

Фото: автор
Фото: автор

Ну нельзя так нельзя. Не будем нарушать чужой покой, мы же не в шортах :) Отнесемся с уважением к древней форме добровольной самоизоляции. Полюбуемся на расстоянии: слева всё тот же дом игуменьи, справа трехэтажный сестринский корпус. А что там брезжит между ними за забором? Ну конечно, - это вывеска ресторана «У Вакано». Вот такие детали монашеского быта.

Фото: автор
Фото: автор

Правее находится еще один сестринский корпус, а ближе к нам (мы стоим у входа в трапезную) – ротонда с медным куполом, где совершаются водосвятные молебны.

Фото: автор
Фото: автор

Но что это? Чуть выше и правее купола ротонды – небольшой фрагмент знакомой голубой стены. Да-да, вы не ошиблись, это деревянный дом, который тоже когда-то был сестринским корпусом (ул. Рабочий городок, 9), но теперь находится за пределами монастыря. О нем я рассказывал в прошлый раз. Кому он теперь нужен! Жизнь меняется, сестры живут в добротных каменных домах.

Что же, вернемся к Иверскому храму, посмотрим еще раз на монастырь изнутри и двинемся на выход к верхним воротам, что находятся у колокольни и смотрят прямо на улицу Фрунзе.

Фото: автор
Фото: автор

У ворот оглянемся на прощание. Кроме уже знакомых построек тут мы увидим поклонный крест в честь святых Кирилла и Мефодия. Правда, обращен он почему-то не на восток, а на юго-запад. Опять ландшафтный дизайн победил традицию. Ну да ладно, не будем придираться. Пожелаем обители стабильности и творческих успехов.

Фото: автор
Фото: автор

Спасибо, что дочитали! В следующий раз я расскажу подробно о каком-нибудь интересном объекте Иверского монастыря. А о каком, я еще сам не решил. Пусть это будет для всех нас сюрпризом :)

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о том, как мой дед оказался на одном фото со Сталиным, и что было потом.

Ваш Андрей Макаров