Чувства Тургенева к Полине Виардо (1821-1910) -- своеобразная калька с истории любви Петрарки к Лауре. Писатель мечтал о замужней даме 40 лет. Но в отличие от Петрарки, он не был влюблен слепо и прекрасно понимал, что его муза некрасива. В одном из писем другу 38-летний Тургенев писал: «Как оглянусь на свою прошедшую жизнь, я, кажется, больше ничего не делал, как гонялся за глупостями. Дон Кихот, по крайней мере, верил в красоту своей Дульсинеи, а нашего времени Дон Кихоты и видят, что их Дульсинея -- урод, а все бегут за нею».
Если так оценивал внешность Полины Виардо влюбленный в нее мужчина, то что говорить о современниках, не отравленных чувством! Поэт Генрих Гейне сравнивал ее с пейзажем, одновременно чудовищным и экзотичным. Некий художник той эпохи назвал Полину «жестоко некрасивой». Другой эстет выразился еще более емко: «Великолепно безобразна!» В это единодушие трудно поверить, глядя на портрет Полины Виардо: салонная дама с выразительными чертами лица -- откуда они взяли уродину? Но портретистам свойственно приукрашивать внешность заказчиков, в реальности Виардо была сутула, с крупными, почти мужскими чертами лица, выпуклыми глазами и огромным ртом. И тем не менее свет ее буквально боготворил!
Ближайшая подруга Виардо -- писательница Жорж Санд, написала с нее Консуэло; композитор Ференц Лист почитал за удовольствие давать ей уроки фортепианной игры; перед ней преклонялся сам Шопен, восхищаясь ее пением и музыкой (сочиняла сама); писатель Альфред де Мюссе влюбился в Полину, когда она была еще юной, и так и не простил ей отказ; ей посвящали стихи и оперы. Что делало эту испанку (она родилась в семье испанских артистов) такой притягательной для искушенного окружения?
Отталкивающая внешность Полины Виардо перображалась чудесным образом, когда она начинала петь. Кривое зеркало рассыпалось, являя женское совершенство. Говорят, «Соловей» Алябьева в ее исполнении переворачивал душу. Она выступала почти во всех европейских столицах. Особенно прославилась петербургскими сезонами. Во время такого сценического преображения ее и увидел Тургенев. Тургенева представили Полине Виардо со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Потом «плохого поэта» назовут новатором в литературе за создание нового жанра «стихи в прозе», а Полина напишет несколько романсов на его стихи.
Момент встречи стал переломным для писателя. Он сошел с ума, как истинный влюбленный, всерьез и надолго. Полетели к чертям все планы и самолюбие. Дома, в имении, осталась дочь от крестьянской девушки Анисьи, на которой Тургенев хотел жениться до встречи с Полиной. Метала громы и молнии матушка, ревновавшая сына к «певичке». Во время путешествия по Европе писатель надолго задержался в Париже, где жила семья Виардо. Он смиренно принял счастливое замужество своей Дульсинеи, невозможность их романа, научился через силу улыбаться Луи Виардо, мужу Полины, и подружился с их дочерью. Стесненный в средствах (мать отказывалась высылать Тургеневу необходимые суммы денег), он переселился в дом Виардо. Супруг Полины поощрял дружбу жены с писателем.
Несмотря на скромные сбережения, русский помещик тратил все свои деньги на семью Виардо. Да и его писательская слава, набиравшая обороты, приятно щекотала самолюбие француза. Вот только Тургеневу было несладко, он понимал всю бредовость ситуации. В свете на них смотрели странно, сам он чувствовал себя декоративной собачкой при хозяйке, ради благосклонного взгляда которой готов вилять хвостом. Но разорвать эту зависимость было выше его сил. Особенно его привязала к Полине ее готовность удочерить незаконную дочь Тургенева, с которой дома обращались как с крепостной. В порыве чувств он даже поменял имя девочки с Пелагеи на Полинет (в честь Полины). Полинет привезли в Париж, она росла в доме Виардо до совершеннолетия, но особой благодарности к Полине не испытывала, считая ее виновницей натянутых отношений с отцом.
А что Полина? Похоже, ей было проще всех участников сериала. Она милостливо принимала ухаживания знаменитого поклонника, с удовольствием участвовала в его судьбе, благо это не составляло особых усилий. Кое-где в воспоминаниях современников мелькают намеки на возможную близкую связь с Тургеневым, нечто разово-поощрительное, но эти сведения недостоверны. В дневнике писателя есть строчки: «Это случилось!» Что «это» -- можно только догадываться. Известно лишь, что в 1853 году российские власти выказали сильное недовольство некрологом Тургенева на смерть Гоголя и запретили ему выезжать из родового имения. Писатель и певица оказались вынужденно разлучены. А когда Полина приехала с концертами в Петербург и Тургенев, сильно рискуя, сбежал к ней в столицу, то выяснилось, что за время разлуки привязанность певицы к писателю заметно уменьшилась.
Тургенев попытался устроить свою личную жизнь с 18-летней дочерью своего кузена. Но глядя на ее юное лицо, постоянно вспоминал Полину, признался в своих раздвоенных чувствах и отменил свадьбу. Последнюю попытку обзавестись семьей он предпринял за четыре года до смерти. Избранницей стала молодая актриса Мария Савинова, ее не пугал солидный возраст жениха, разменявшего шестой десяток. Перед свадьбой они отправились в Париж и остановились в доме, где когда-то жил Тургенев. Увы, там тоже все напоминало о Полине. Свадьба расстроилась.
В тот же год врачи обнаружили у Тургенева рак, он был прооперирован в Париже, рядом с ним находилась Полина, которой он диктовал последние письма и рассказы. Наверное, в последние минуты жизни он был счастлив, потому что умирал на руках у любимой женщины.
Полина Виардо пережила писателя на 27 лет. Несмотря на все свои дарования и образованность, она вошла в мировую историю как муза великого русского писателя. В старости Полина особенно любила рассказывать внукам о знакомстве с Тургеневым, интуитивно чувствуя, что именно эти отношения определили ценность ее жизни: «Он был настоящим богатырем, могучим, высоким, седым красавцем, с белоснежной бородой и ослепительно-синими глазами...»
Еще про некрасивую, но счастливую женщину ТУТ
Лариса Щебренко (с) "Лилит"