Как следует из названия, брокер (от английского "broker" – заключать или оговаривать сделку) заключает сделку между двумя сторонами. Брокер, как правило, никогда не покупает и не продает акции сам, вместо этого он является посредником между инвестором и рынком и либо отправляет ордер на рынок, где он может быть исполнен, либо напрямую находит другую сторону в сделке.
Брокер обеспечивает выполнение только тех сделок, которые может себе позволить инвестор. В случае сделки с деривативами, брокер удостоверяется, что инвестор располагает маржой, достаточной для оплаты контрагенту и для фактического исполнения контракта.
Брокеры обычно предоставляют своим клиентам дополнительные услуги, такие как обслуживание данных / исследований, маржинальное обслуживание, консультации по исполнению и тому подобное.
Дилер же, наоборот, обычно находится по другую сторону сделки. Сделки купли продажи заключаются непосредственно с ним в качестве контрагента. Обычно это контракты по менее ликвидным ценным бумагам, таким как муниципальные облигации.
Дилеры, как правило, работают на внебиржевом рынке (OTC, от англ. "Over-the-counter"), где вы можете только увидеть и сравнить котировки, подготовленные дилером специально для вас, с котировками других дилеров. При этом нет никакого централизованного места, которое бы предоставляло информацию по всем котировкам.
На бирже Вы не знаете конкретно, против кого торгуете, в отличие от внебиржевого рынка. Это может быть важно, если личность трейдера несет информационное значение, особенно если это касается цены торгуемого актива. Гибкость в ценообразовании является большим плюсом для дилера на внебиржевом рынке.
Дилер, как правило, работает со значительными капиталами и его портфель сильно диверсифицирован. Ему нужно держать "всего понемногу", чтобы, будучи посредником, продавать Вам все, что требуется, или скупать то, от чего Вы хотите избавиться. У дилеров по облигациям обычно портфели на миллиарды долларов, поскольку облигации все разные, с разным сроком погашения, доходностью и т.д. Дилеры часто создают междилерскую сеть, чтобы поставлять контрагентам продукты, которых в настоящее время у них нет или продавать излишки другим дилерам.
Также на существуют "маркет-мейкеры" (ММ). Маркет-мейкер обязан "создавать" рынки для конкретных ценных бумаг, то есть одновременно предлагать покупать и продавать акции. Они торгуют за свой счет и обычно пытаются заработать на спреде (разнице между ставкой и предложением). Маркет-мейкерам не нужно располагать большими капиталами для работы в отличие от дилеров.
Маркет-мейкер обычно работает на бирже, месте, где все торгуют против всех. Еще одно отличие заключается в том, что успех дилера в основном зависит от хороших личных отношений между клиентами и другими дилерами, тогда как успех ММ зависит от его технологии и качества работы его команды по исследованию конъюнктуры рынка.