Найти тему
5 лучших!

Как Игорь Стравинский "улучшил" американский гимн и что из этого вышло.

Игорь Стравинский в полицейском участке города Бостон (США).
Игорь Стравинский в полицейском участке города Бостон (США).

Выдающийся русский композитор, автор знаменитой "Жар-птицы", "Весны священной", "Петрушки" Игорь Стравинский в годы Второй мировой войны сделал свою инструментовку американского государственного гимна, вылившуюся в большой скандал и арест "аранжировщика"...

Сегодня звучат разные оценки творческого вторжения "аранжировщика" в американскую святыню. Одни говорят "...это был всего-навсего новый мажорный септаккорд, которого не было в оригинале, а закон запрещал делать новую гармонизацию гимна (то есть если в оригинале идет "E — Am — Dm7 — E", то за "E — Am — Dm — E" тебя посадют)".

Другие оспаривают это мнение: "Звездное знамя" все–таки отличается от канонической аранжировки не только одним аккордом. Это аранжировка для хора и оркестра, там много каких типичных для Стравинского новаций было".

В любом случае, после премьеры в Бостоне "улучшенного" Стравинским гимна США композитора арестовали и засадили в участок.

А вот как объяснял происшедшее сам Стравинский. В своей книге "Мемуары и комментарии" (1960 г.) он пишет:

– Что побудило вас сделать аранжировку американского гимна?

– Я взялся за это дело по совету одного ученик, а вернее, композитора, приходившего ко мне дважды в неделю для «пере­сочинения» своих вещей. И частично потому, что во время войны я должен был начинать свои концерты исполнением американ­ского гимна (
!!! - Вот так!), существующие аранжировки которого представля­лись мне весьма слабыми....

Я сам впервые исполнил свою версию гимна с Бостонским оркестром зимой 1944 г. Я дирижи­ровал, стоя спиной к оркестру и лицом к публике, так как предпо­лагалось, что слушатели будут петь, но они не пели.

Мне каза­лось, что никто не заметил отличий моей версии от стандартной, но на следующий день, перед самым началом второго концерта, в моей уборной появился комиссар полиции, сообщивший мне, что по массачусетским законам запрещаются всякие самовольные «орудования» с национальной собственностью. Он сказал, что по­лиция уже получила распоряжение снять мою версию гимна с пю­питров.

Я утверждал, что если первоначальная версия гимна где-то и существует, то она, конечно, редко исполнялась в Массачу­сетсе, но это ни к чему не привело. Не знаю, исполнялась ли моя версия с тех пор".

Сегодня невозможно точно установить, с какого цензорского уровня прозвучало обвинение в адрес аранжировки Стравинского, что на самом деле стало причиной ареста и запрета. Однако, если вспомнить оценку произведений Стравинского выдающимся советским дирижером Геннадием Рождественским, выстраивается очень любопытная версия...

" …в каждой партитуре Стравинского (включая опусы последних лет) можно услышать интонации русской музыкальной речи, интонации русского фольклора, Мусоргского, Чайковского".

Наблюдение Рождественского подтверждал и сам выдающийся композитор:

" Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в её скрытой природе".

Так что интересная картина вырисовывается! - Американский гимн зазвучал в Бостоне "интонациями русского фольклора"?! - Вот интересно было бы послушать!

Вспомнил о курьёзе Лев Комов.

Ещё о музыке читайте на канале "5 лучших!" здесь:
Шнитке и Рихтер "спорят" о Высоцком.