Выдающийся русский композитор, автор знаменитой "Жар-птицы", "Весны священной", "Петрушки" Игорь Стравинский в годы Второй мировой войны сделал свою инструментовку американского государственного гимна, вылившуюся в большой скандал и арест "аранжировщика"...
Сегодня звучат разные оценки творческого вторжения "аранжировщика" в американскую святыню. Одни говорят "...это был всего-навсего новый мажорный септаккорд, которого не было в оригинале, а закон запрещал делать новую гармонизацию гимна (то есть если в оригинале идет "E Am Dm7 E", то за "E Am Dm E" тебя посадют)".
Другие оспаривают это мнение: "Звездное знамя" всетаки отличается от канонической аранжировки не только одним аккордом. Это аранжировка для хора и оркестра, там много каких типичных для Стравинского новаций было".
В любом случае, после премьеры в Бостоне "улучшенного" Стравинским гимна США композитора арестовали и засадили в участок.
А вот как объяснял происшедшее сам Стравинский. В своей книге "Мемуары и комментарии" (1960 г.) он пишет:
– Что побудило вас сделать аранжировку американского гимна?
– Я взялся за это дело по совету одного ученик, а вернее, композитора, приходившего ко мне дважды в неделю для «пересочинения» своих вещей. И частично потому, что во время войны я должен был начинать свои концерты исполнением американского гимна (!!! - Вот так!), существующие аранжировки которого представлялись мне весьма слабыми....
Я сам впервые исполнил свою версию гимна с Бостонским оркестром зимой 1944 г. Я дирижировал, стоя спиной к оркестру и лицом к публике, так как предполагалось, что слушатели будут петь, но они не пели.
Мне казалось, что никто не заметил отличий моей версии от стандартной, но на следующий день, перед самым началом второго концерта, в моей уборной появился комиссар полиции, сообщивший мне, что по массачусетским законам запрещаются всякие самовольные «орудования» с национальной собственностью. Он сказал, что полиция уже получила распоряжение снять мою версию гимна с пюпитров.
Я утверждал, что если первоначальная версия гимна где-то и существует, то она, конечно, редко исполнялась в Массачусетсе, но это ни к чему не привело. Не знаю, исполнялась ли моя версия с тех пор".
Сегодня невозможно точно установить, с какого цензорского уровня прозвучало обвинение в адрес аранжировки Стравинского, что на самом деле стало причиной ареста и запрета. Однако, если вспомнить оценку произведений Стравинского выдающимся советским дирижером Геннадием Рождественским, выстраивается очень любопытная версия...
" …в каждой партитуре Стравинского (включая опусы последних лет) можно услышать интонации русской музыкальной речи, интонации русского фольклора, Мусоргского, Чайковского".
Наблюдение Рождественского подтверждал и сам выдающийся композитор:
" Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в её скрытой природе".
Так что интересная картина вырисовывается! - Американский гимн зазвучал в Бостоне "интонациями русского фольклора"?! - Вот интересно было бы послушать!
Вспомнил о курьёзе Лев Комов.
Ещё о музыке читайте на канале "5 лучших!" здесь:
Шнитке и Рихтер "спорят" о Высоцком.