Найти в Дзене
Чемодан Менделеева

Проклятая. Коктель из постмодернизма и фемминизма

- Дорогая, надеюсь, ты умеешь им пользоваться.
- Дорогая, надеюсь, ты умеешь им пользоваться.

Если сегодня попытаться самостоятельно припомнить историю короля Артура, то скорее всего описание будет мало походить на оригинал Томаса Мэлори. Даром один из первых английских писателей собирал кельтские легенды и формировал из них цельное произведение. Сегодня мифы о легендарном короле на столько обросли многочисленными интерпретациями, что потеряли не только суть и первоначальный смысл, но и национальный колорит бриттов и саксов. Последние, кстати, бессовестно присвоили персонажа себе, хотя как раз с ними он и боролся. За очередную переработку истории взялись Фрэнк Миллер и Том Уилер. Первый сел за графический роман, второй за сценарий для сериала по заказу Netflix. И вот, 17-ого июня, на сервера сервиса была загружена «Проклятая». Авторы сразу замахнулись на долгоиграющий эпос в духе «Игры престолов», «Властелина колец» и, за одно, «Ведьмака».

Да, это Артур.
Да, это Артур.

В этой истории Артуру досталась роль статиста. Возможно, Миллер с Уилером не совсем это задумывали, но получилось именно так. Главная героиня шоу — Нимуэ, она же Владычица озера, колдунья или, если хотите ведьма из волшебного народа фейри. Среди соплеменников живется ей не особо весело, так как в детстве она повстречалась с демоном-медведем, от которого сохранила несколько шрамов и немного темной сущности. Последняя не дает покоя окружающим, так как Нимуэ не может контролировать магические приступы и при любом грубом слове пускает в ход колдовство. К счастью, уладить конфликт с сородичами помогли некие «красные паладины», вырезав всю деревню фейри под корень. Нимуэ чудом удалось бежать, прихвати с собой послание от умирающей матери. Та завещала передать волшебнику Мерлину магический артефакт — меч Экскалибур. С этого момента начинается приключение Нимуэ, в котором она встретит кучу разных персонажей, включая Артура, его сестру Моргану, короля Утера Пендрагона, Зеленого рыцаря, монахов и даже викингов.

Или это пони, или Кэтрин Лэнгфорд стоит на табуретке.
Или это пони, или Кэтрин Лэнгфорд стоит на табуретке.

Если вы думаете, что Netflix окончательно свихнулись на теме SJW, в очередной раз подменив мужчину женщиной, то нет. Еще Мэрион Зиммер Бредли в Туманах Авалона (роман тоже был экранизирован) представила популярную легенду от лица женских персонажей. Сервис разве что на роль Артура пригласил Девона Террелла, мулата с индийскими корнями и добавил в сюжет монашку-лесбиянку, которую сыграла креолка Шалом Брюн-Франклин (к-к-комбо!). В остальном перед нами обычное, глубоко вторичное, фэнтези, разве только имена героев на слуху.

Боевой монах, который в финале окажется...
Боевой монах, который в финале окажется...

Кстати, о вторичности. Миллер с соавтором чрезмерно увлеклись постмодернизмом, скатившись до банального плагиата. Если Мартин переосмысливал историю средневековой Англии, Сапковский перерабатывал европейский фольклор, а Толкин собирал в кучку мифы и сказки, то наши господа далеко не ходили, и попросту заимствовали уже готовые сюжеты у выше упомянутых авторов. В «Проклятой» едва ли найдется сцена, которая не повторяет в точности то, что мы уже видели в «Игре престолов», «Ведьмаке» или «Властелине колец». Так, например, Мерлин замыслил уничтожить Экскалибур в магическом пламени фейри — свежо то как! Дайте нам драконов и орланов в следующем сезоне, этого мы точно никогда не видели.

Флоки... Густаф Скарсгард не подвел. Его персонаж самый яркий в сериале (если что, он играет Мерлина).
Флоки... Густаф Скарсгард не подвел. Его персонаж самый яркий в сериале (если что, он играет Мерлина).

«Проклятая» всеми силами пытается выглядеть, как фэнтези для взрослых, с расчлененкой и нарисованной кровью, но в итоге получилось ни то ни се. Изобилие фем-протагонистов не позволяет вести повествование сурово и грубо, а социально прогрессивная повестка ограничивает возможности (вдруг кого-нибудь обидим?). Ни «Игра престолов», ни «Ведьмак» (Боже, храни CD-Red!) не гнушались объективации и лихо замешивали в общий котел разврат и жестокость. А что вы хотели? Это средневековье! Пусть и вымышленное. «Проклятая» же строго следует правилам, голову отрубить можно, а вот сиськи показать уже нет.

Викинги. Да, они тут есть.
Викинги. Да, они тут есть.

Но, давайте о хорошем, а оно тут есть. Не смотря на то, что из каждого кадра торчат чужие идеи, Миллеру и Уилеру удалось создать цельный фэнтезийный мир, имеющий определенную концепцию, а потому жизнеспособный. В нем довольно многой фракций с ясной мотивацией и амбициозными целями, что позволяет развивать историю и увлекать зрителя. В «Проклятой» много открытого пространства и отлично подобранных планов (тот же «Ведьмак» от Netflix подобным похвастать не мог). И, хотя, сериал звезд с неба не хватает, уверен, своих поклонников он обретет, тем более, что конкурентов пока нет.