Найти в Дзене
Алекс Грук

Роль понимания в запоминании

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
I. Определение понимания в контексте запоминания
II. Как мучение в обучении сделали нормой
III. Роль понимания в мнемотехнике
IV. Главная причина проблем с пониманием
V. Повторение – мачеха учения

[Время чтения ~6 минут]

I. Определение понимания в контексте запоминания

Всё чаще слышу, что без понимания может запомнить и попугай, то есть без понимания запоминать легко. Зубришь и запоминаешь. А вот понять смысл запоминаемого материала «это голову иметь нужно».

По запросу «вред зубрёжки» гугл выдаёт огромное количество статей, в которых есть следующее определение:

Зубрёжка — это механическое запоминание информации путем многократного повторения.

При этом авторы статей и даже некоторые авторы толковых словарей, почему-то приписывают к «зубрёжке» какие-то левые смыслы: якобы зубрёжка предполагает запоминание без понимания.

И как ядерный гриб над горизонтом встаёт вопрос: «Причём здесь процесс «понимания» к алгоритму многократного повторения информации (зубрёжке)? Разве нельзя многократно повторять с пониманием?».

Многократно повторять, а значит зубрить, можно и с пониманием и без понимания

Чтобы это понять, нужно разобраться, что такое понимание.

Понимание — это процесс виденья образов за текстом. Когда вы запоминаете определение незнакомого термина, к примеру, «эмерджентность»— вы не можете понять непосредственно сам термин! Термин — это просто комбинация букв, и вы в любом случае будете зубрить этот термин без понимания, но с привязкой к конкретным образам, которые описываются определением.

Разберём подробнее другой пример. Для того, чтобы запомнить корейское слово «чхэкджанъ» и его перевод на русский, нужно запомнить следующее:

  • Комбинацию букв «чхэкджанъ»
  • Связь этой комбинации букв с образом значения «книжный шкаф»

Вопрос на засыпку, как можно запомнить само слово «чхэкджанъ» с пониманием? Никак! Само слово абсолютно ничего не значит, — значит только связь этого слова с визуальным образом «книжный шкаф». Если вы не владеете мнемотехникой, комбинацию букв «чхэкджанъ» придётся зубрить без понимания хотите вы или нет.

II. Как мучение в обучении сделали нормой

Зачем я вообще поднял эту тему? Дело в том, что приписывая зубрёжке абсолютно неуместный дополнительный смысл «запоминание без понимания», смещается акцент с истинного смысла зубрёжки, который заключается в многократном повторении. В итоге, необходимость многократного повторения незаметно становится для общества нормой.

-2

Внимание людей сместили с необходимости многократно повторять, на то, понимают ли они что запоминают или нет. И включили обвинительную машину:

  • Запоминаешь с пониманием? Молодец!
  • Запоминаешь без понимания? Подлец!

Неудивительно, что после такой «махинации» никто и не думает задать себе вопрос «как запоминать информацию с одного прочтения?». Акцент смещён! Все довольствуются тем, что они якобы не зубрят, а запоминают с пониманием. А мучительный процесс обучения, основанный на многократном повторении, считается по умолчанию нормой. Ведь сам святой Эббингауз поведал на весь мир про свою кривую забывания, интервальные повторения и волшебное число 7±2…

… так поведал, что до сих пор ленивые психологи, которые не хотят изучать память, не разобрались, что эксперименты Эббингауза, с точки зрения мнемонического запоминания — экскременты (обоснование в видео по ссылке в конце статьи).

С точки зрения мнемоники, искусства запоминания, необходимость многократно повторять информацию абсолютно не норма!

III. Роль понимания в мнемотехнике

В советское время мнемотехнику считали вредным занятием, якобы из-за того, что игнорировался процесс понимания запоминаемой информации. Это полный бред. Примечательно, что такой бред встречался и в средние века (обоснование в статье «Защитник мнемоники»), и встречается по сей день.

-3

Но как человека, практикующего мнемотехнику более 11 лет, меня этот бред уже не удивляет. Если обезьяне дать гранату, мы же не будем удивляться, что она её попробует на зуб, а потом выбросит как не вкусную?

Так и с мнемотехникой. Если людям на вебинаре по развитию памяти рассказали о чудо-приёме запоминания «Цепочка», который на самом деле не является приёмом запоминания (это приём запоминания последовательности), то не удивительно, почему люди бросают заниматься мнемотехникой после того, как цепочкой попытаются запомнить параграф сложного учебника.

Без знания мнемотехники в полном объёме, со всеми приёмами, методами, стратегиями, без сформированного навыка запоминания применение урезанной мнемоники обречено.

Вернёмся к критике. Нам говорят «в мнемоническом запоминании не делается акцент на понимание». Повторюсь, это полный бред, потому что процесс «понимание» всегда был неотъемлемой частью искусства запоминания.

Скажу больше. Есть лишь единственная правильная стратегия изучения всего, которая нами интуитивно применяется: сначала понять информацию, затем запомнить. Потому что этап «понимание» существенно облегчает этап «запоминание».

Понимание облегчает запоминание!

Если вы запоминаете с пониманием, то вам поможет даже зубрёжка, и мнемотехнику можно не изучать, тем более, если информации не много и она простая (это не про медиков и юристов).

Но если вы запоминаете информацию, где ничего или почти ничего не понятно — это каторжный труд. Даже с мнемотехникой. Не говоря уже о зубрёжке.

Хорошая новость в том, что мнемотехника спасёт даже в этой ситуации. Если через неделю экзамен, а вы учебник за семестр ни разу не открывали — вы можете успеть подготовиться к экзамену без понимания предмета.

И я, было дело, проводил эксперимент, запомнил несколько страниц учебника биохимии без понимания (я не медик). Некоторые стали писать, что это бессмысленно, делая поспешный вывод, что мнемоника тоже бессмысленна, раз я запоминаю то, что не понимаю. Но эксперимент как раз в этом и заключался, чтобы запомнить то, что не понимаешь, поскольку это дико сложно. К сожалению это мало кто понял.

Недавно ученик PowerMemory запомнил все характеристики планет Солнечной системы, и посыпались аналогичные ожидаемые обвинения «запомнить без понимания может и попугай». Возникает вопрос: «Что в этих характеристиках нужно понимать? Что такое перигелий или радиус?». Суть видео заключалась в припоминании характеристик, а не в припоминании определений этих характеристик!

А цель видео заключалось в том, чтобы продемонстрировать возможности памяти. С зубрёжкой даже если и реально все эти характеристики запомнить за 10 лет, то воспроизвести уверенно, последовательно и без пауз — нереально.

Встречаю также аргументы против мнемотехники подобного рода: «Можно запомнить много математических формул, но не понять». Согласен. Можно запомнить много формул, но не понять. Только причём здесь мнемотехника???

Люди интересуются мнемотехникой в первую очередь для эффективного самообразования. Поэтому мнемонисты больше всех заинтересованы в понимании того, что они запоминают. Ведь эту информацию им потом применять!

Больше половины моих учеников уже давно окончило школу и университет. Им нет никакого смысла запоминать то, что они не понимают. Тем более на курсе PowerMemory в обязательном порядке в мозг вбивается золотое правило:

Что запоминаешь — применяешь!

Шаг в сторону от этого правила — расстрел.

И когда человек хвастается: «Вот вы там какие-то таблицы Менделеева запоминаете никому не нужные, биохимию учите без понимания, а я запоминаю с пониманием», — он на самом деле хвастается не тем, что запомнил, а тем, что умудрился понять!

Только вот заслуга понимания принадлежит не ему, а тому, кто объясняет.

IV. Главная причина проблем с пониманием

Если вам что-то не понятно, какой-то текст не вызывает смысловые визуальные образы, то это камень в огород автора учебника или преподавателя. Но не в ваш.

-4

Мы все привыкли со школьных времён винить себя: «Это мы такие плохие не можем понять, что такое интегралы. А преподаватель хороший, он то явно их понимает. Это мы дураки! И преподаватель, конечно, наш вывод поддержит: «Интегралы поняли? Не поняли? Дураки».

Благо сейчас есть YouTube, тему интегралов объяснят так, что ребёнок пятилетний поймёт. Как минимум, есть возможность посмотреть альтернативные, более понятные объяснения в других учебниках.

Но в очередной раз повторю: понимания недостаточно для быстрого и надёжного запоминания. Понимание — это лишь первый шаг. Вы можете зубрить с пониманием, и вам будет легче. Но зубрёжка, как многократное повторение — это ложный путь.

V. Повторение – мачеха учения

Нам с детства, для оправдания мучительной зубрёжки, подкинули пословицу «повторение — мать учения». Чтобы потом говорить: «Народная мудрость проверена веками, и не стоит изобретать велосипед. Повторяй и не думай».

Как бы не так!

-5

Мало кто знает, но данная пословица древнеримского поэта Овидия, была умышленно обрезана, как и многие другие. Оригинал звучит следующим образом:

Повторение – мать учения и прибежище ослов

Древние понимали, что многократное повторение не норма! В те времена мнемоника процветала, и нормой являлось запоминание, после которого информация надёжно хранилась в памяти сразу. Только так сохранялась мотивация заниматься самообразованием до конца жизни — совершенствовать себя, а не тормозить из-за неумения запоминать.

Вместе с мнемоникой мы и продолжаем традицию древних. Будем совершенствовать себя, изучать полезную информацию. И не для того чтобы быть «ботанами», а для того, чтобы с помощью усвоенной полезной информации улучшить качество жизни во всех сферах! В этом наша цель…

…и этой цели мы добьёмся!

Проект PowerMemory благодарит Вас за прочтение!

© Алекс Грук

Патреон

Поддерживай проект PowerMemory на Патреоне и получай эксклюзивные бонусы и возможности: https://www.patreon.com/powermemory

-6

Ближайший курс развития памяти от PowerMemory:

Полный курс мнемотехники | Online
(1,5 месяца, 6 занятий по 3-4 часа онлайн раз в неделю, 35 спец.заданий с обратной связью на каждый день, бесплатное посттренинговое ведение)

📅 СТАРТ КУРСА Online В АВГУСТЕ 2020:

Группа с 9 августа (по воскресеньям)
17:00 - 21:00 МСК
(09.08 - 13.09) Идёт набор в группу

Другое время:
Есть возможность формирования группы на любое удобное время в будние дни (утро, обед, вечер), а также запись на индивидуальный тренинг по гибкому графику.

Стоимость: 10 000 р. (групповая программа)
Цена со скидкой: 8 000 р.
- Возможна оплата до второго занятия
- Возможна рассрочка
- Бесплатная консультация:
https://vk.com/write136391589

Форма для записи на тренинг: https://goo.gl/2LKnBZ
Подробнее о тренинге:
https://vk.com/market-54460646
Отзывы:
https://vk.com/topic-54460646_34102359

Ссылки