Найти тему
Александр Жданкин

Цирк, театр, церковь. Три типа организационных культур.

2020 год во всю «радует» нас с точки зрения перспектив экономического роста 📉. Похоже, началась война за передел долей рынка в нефтегазовом секторе🛢. А это значит, что для того, чтобы сохранять уровень безубыточности в условиях падения цен на энергоресурсы, нашим добывающим компаниям, а в след за ними и их поставщикам, придется серьезно поработать над снижением издержек и повышением операционной эффективности. .

И эта та ситуация, когда придется поднять пятую точку и работать реально🔨, а не демонстрировать «бумажное» повышение  эффективности и производительности труда, осваивая на различные программы и нацпроекты бюджеты, кратно превышающие реальный экономический эффект от них🗑. .

Самая большая, на мой взгляд, сложность после первых успешных проектов на пилотных участках – это поддерживать дальнейшее  развитие и масштабировать достигнутый результат. .

Руководителям не хватает ресурсов (прежде всего временных и эмоциональных), чтобы постоянно поддерживать необходимый уровень вовлеченности людей в процесс непрерывных улучшений📊 , да и самим оставаться приверженными начатому. Мы все склонны сваливаться в текучку, и лишь немногие способны системно и монотонно работать с улучшениями изо дня в день📆. .

Создать атмосферу, в которой работники проявляют инициативу и будут заинтересованы в улучшении деятельности организации – вот задача №1 для любого руководителя. И тут у нас, по большому счету есть 3 возможных варианта :🎪 ЦИРК, ТЕАТР🎭, ЦЕРКОВЬ⛪. Такая классификация была предложена Константином Харским в книге «Ценностное управление для бизнеса». .

Итак, обо всем по порядку….. Читайте следующие дальше и пишите в комментариях: интересно знать, где вы работаете – в цирке, в театре или в церкви?

ЦИРК

То место, где животные выполняют задумки дрессировщика за еду или из-за боязни кнута. Аналогично люди выполняют свои должностные обязанности за зарплату и/или из-за страха  увольнения или наказания. .
Тигры, которых много кормят, становятся толстыми и ленивыми и уже не в состоянии прыгать через огненный обруч. Напротив, если тигров не кормить, а только  бить кнутом, они при первой возможности нападут на дрессировщика или сбегут в другой цирк или на волю. Поэтому их нужно держать в клетке, а во время представления дрессировщика от рисков уберегает пожарная команда, готовая применить водометы, если тигры выйдут из под контроля. .

Есть еще много организаций, защищающих права животных, которые  в случае плохого обращения с тиграми, создадут плохую репутацию для цирка, и туда перестанут приходить зрители или цирк закроют регулирующие органы. .

Хорошему дрессировщику удается найти баланс между кнутом и пряником, вопрос – на долго ли….

ТЕАТР

-2

Это мир человеческих взаимоотношений. Тут правят эмоции. Эмоции для большинства являются гораздо более сильным мотиватором, чем денежные знаки. Актеры играют свои роли и им необходимы аплодисменты и восторженные комментарии публики, восхваляющие их талант. .

Пьеса складывается из множества ролей, а общий успех зависит от вклада каждого участника.  Не существует ненужных ролей. Иногда даже мелочь поражает исключительно и надолго внимание. «Кушать подано!..» можно сыграть так, чтобы потом стоя аплодировал весь зал.  Актеры моментально чувствуют реакцию публики на каждое свое действие и живут этими эмоциями от спектакля к спектаклю. Понимая важность своей роли, и ее вклад в общий сюжет, они проживают ее от начала и до конца. Да, для кого-то тяжёлая работа, при которой очень морально выматываешься, но и обратная отдача от чувства сопричастности к общему большому делу многого стоит. .

А кто все это время остается за кулисами? Конечно, же он – режиссёр!  Именно он задумал и выстроил эту вселенную отношений. Именно он дал понять каждому актеру, как требуется играть его роль. Он помог кому-то раскрыть свой талан, убрать зажимы, он вдохновляет и он  руководит настроениями творческого коллектива.

ЦЕРКОВЬ

-3

Тут людей объединяет вера. Вера в общие идеалы, принципы и  ценности.
. Приходят ли люди в церковь за материальным? Скорее нет, они здесь для того, чтобы служить…. Служить тому, во что  они свято верят и ради чего готовы терпеть некоторые неудачи и лишения. Вера подталкивает человека двигаться вперед. .

Могут ли они уйти в другой приход только из-за того, что там лучше убранство или служба проходит красивее? Не думаю, ведь причина, почему они именно здесь совсем другая. .

Это место, где люди ощущают духовную связь со своим лидером, они видят светлый образ будущего, но тут также и присутствуют определенные правила и нормы поведения, которые не обсуждаются, но обязательны к выполнению. .

Духовный  лидер должен быть до конца честен с людьми. Если люди хоть на мгновение усомнятся, что их духовный лидер искренне разделяет и следует тем ценностям и принципам, которые сам декларирует, их ждет разочарование, демотивирующий эффект от которого  разрушителен.