Из воспоминаний Лукинова М.И.
Война в Европе развивалась, Германия напала на Польшу. Молотов в своей речи именовал Польшу "детищем Версальского договора". Решено было освободить все земли захваченные Польшей, бросить войска к разделительной линии с немцами. Все уже было подтянуто к этим землям, стали переходить границу.
Впереди пехота, далее мы с орудиями. Польские села с аккуратными домиками, какая-то странная архитектура, всюду костелы. За польским селом были плохие дороги и бедные украинские села. Все крыши соломенные, все крестьяне без обуви. "Хорошо" жили украинцы под поляками. Все это более подробно узнали позднее.
Все время шли на запад. Ночевали в украинской деревне. Земляной пол в избе, кругом грязь и тараканы, дети бегают полуголые. Демаркационная линия разрезала Польшу на две части. Много встреч и впечатлений, многое стерлось из памяти.
Запомнился какой-то городок. Сразу нас окружили торговки с лотками, стали навязывать свой товар. Злотый в этот период приравняли к рублю. Одна из торговок подошла с лотком пирожков, солдат спросил стоимость. Достал трехрублевую бумажку и купил 100 пирожков. Этот солдат за дорогу съел все свои пироги, не смотря на взгляды товарищей. Вот такой украинский кулачок. Но торговки сразу повысили стоимость пирожков до 10 грошей.
Кормили в походе пшенной кашей и чаем, выдавали черный хлеб. Остановились в небольшом городе, есть хочется. Взял двух солдат и отправился ресторан искать. Нашли кабачок в небольшом подвальчике, там играла музыка. Все вошли в зал, вызвали небольшое смятение, оркестр перестал играть. Все советских видели впервые. Вежливо поздоровался, все нас рассматривают.
За стойкой стоит хозяин с сигаретой во рту, словно попал на съемки дореволюционного фильма. Заказал три кофе и три бутерброда. В несчастной Польше все часы шли по Лондонскому времени, теперь придется переводить на московское. Попили кофе, расплатились, покинули этих "европейцев".
Опять на пути были украинские села и небольшие городки с евреями и поляками. Здесь уже побывали немцы. Прежде, чем покинуть культурно ограбили. Очень культурная нация. Они просто заходили в магазин, выбирали понравившийся товар, приказывали все упаковать, а далее все забирали. Уходя говорили: "Русские расплатятся!".
Зашел в магазин, хотел купить какую-то мелочь. Прилавок заложен текстильным товаром, который до меня смотрели пехотинцы. Погладил материю, нащупал предмет до боли знакомый. Лежит под материей винтовка, украинские мужики забыли, пришлось забирать.
Линия разделения проходила по реке Буг. Немцы на той стороне окопы копали, временные мостки через реку брошены. Постоянно народ по мосткам шастает в две стороны, никто этому перемещению первые дни не препятствовал. Через три дня приехали пограничники, сразу границу заперли. Но было неспокойно, постоянно пытались границу перейти.
Дивизию отвели от границы, расквартировали в местечке Старый Самбор. Кругом одни евреи-ремесленники. Нам выделили село Блажув. Ночью кто-то постоянно стрелял, связь постоянно резали. Были случаи убийства военных, убивали в темных проулках и парикмахерских.
Своими глазами убедился, как жили западные украинцы в панской Польше. Полноправными гражданами были только поляки. Они служили и работали на государственной службе. Даже чернорабочими на строительстве дороги украинцы не могли трудиться, это считалась государственная работа.
Украинец мог превратиться в поляка, должен был сменить веру. Были предприняты все меры для подмены униатской верой. Украинцев направленно давили налогами. Ввели даже налог на трубу печную. Многие хаты без труб стояли, дым выпускался под крышу, часто дома горели.
Сразу стали задавать вопрос про трубы. Отвечали, что нужно. Поздней осенью крестьяне шли в церковь босиком. Перед входом вытирали ноги, обувались. Пара сапог служила хозяину всю жизнь, передавались по наследству. Задавали вопросы о Советском Союзе. Всякие небылицы о нашей жизни ходили.
Панская Польша исчезла. Польская валюта доживала последние дни. Местные все старались получать нашими рублями, норовили дать сдачу польскими. Все польские бумажки в портретах королей и королев.
Обстановка в Европе накалялась. Усиленно обучали свой состав. Стало приходить новое оружие. В деревнях шла агитация за колхозы, в городах шли чистки. Буржуазию высылали, а большинство евреев кормилось за счет торговли. В январе 40-го пришел приказ на погрузку, впереди ждала Финская компания.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
РАБОТАЛИ ПОЛНЫЙ СВЕТОВОЙ ДЕНЬ
УВИДЕЛ ТРЕХ ФАШИСТОВ С ВЕДРАМИ
НЕМЕЦ КОМФОРТНО НА НЕЙТРАЛКЕ УСТРОИЛСЯ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.