Так называемая "вампирская истерия", прокатившаяся по Европе в XVIII веке, началась с тревожных событий в Сербии, о чем сохранилось достаточно документов. На эту тему есть ряд публикаций в разных странах, в том числе в нашей и сербской прессе.
Например, в интервью государственному телевидению Сербии РТС профессор истории Иван Нешич ссылается на сохранившиеся документальные обращения жителей села Медведжа к тогдашним австро-венгерским властям. В них содержатся жалобы на "вампирскую эпидемию" в округе.
Подобные случаи фиксировались и в других местах в другие периоды. В частности, в Крагуевце, Куклине и Киселеве на Дунае. И о них мы еще поговорим отдельно. С точки зрения фактов — всё это делает Сербию истинной родиной вампиром в культурологическом смысле.
А если вы спросите самих сербов о вампирах, то они, скорее всего, назовут вам их по именам!
Среди которых первым будет стоять имя Савы Савановича. В стране верят, что Саванович существовал на самом деле. Он нападал сначала на работников водяной мельницы близ села Зарожье, а потом и вовсе поселился там и утаскивал жертв на мельницу, чтобы пить их кровь. Причем я лично сталкивался с этим убеждением в разговорах со своими сербскими друзьями.
О Савановиче в повести «Posle devedeset godina» писал еще сербский писатель и драматург Милован Глишич. Эта повесть является одним из первых произведений в мире, где вампир предстает главным героем. Причем образ Савановича взят из уже сложившихся и широко распространенных легенд. Вторыми сербскими вампирами в литературе, стали Вэллкаты в романах «Катрина: Число начала» и «Катрина: Реквием ангела, исповедь демона».
И это лишь литературные источники. А были и вполне настоящие!
О них поговорим в следующий раз.